МАРШРУТКИ РАЗДОРА. Астраханские автобусы бьются друг с другом за пассажиров
А пассажирам по-прежнему трудно уехать в часы пик В Астрахани на нескольких автобусных маршрутах продолжают работать предприниматели, проигравшие конкурс на городские пассажирские перевозки. Выигравшие конкурсы жалуются на “чернофлажников”, проигравшие пытаются судиться. Пассажиры жалуются на то, что на городском транспорте все труднее уехать в часы пик. Проиграл? Уходи Существование среди городских маршрутов спорных, на которых прежние и нынешние перевозчики продолжают конфликтовать, констатируют и городские власти, и федеральная антимонопольная служба.
“Выполнение регулярных перевозок на муниципальных маршрутах Астрахани без заключения договоров с городской администрацией запрещено, – объясняют в пресс-службе астраханского УФАС. – Во многих случаях, несмотря на ограничение перевозок, работу маршрутных транспортных средств продолжают осуществлять те перевозчики, которые либо не выиграли конкурс, либо в нем даже не участвовали”. Компании и предприниматели, которые выиграли конкурс, обращаются в УФАС с жалобами на конкурентов, называя их “чернофлажниками”. “Предприниматели обращаются к нам по факту недобросовестной конкуренции. Мы проверяем документы подозрительных перевозчиков и по результатам мониторинга уже выносим предписания прекратить перевозки, – рассказывают антимонопольщики. – Однако существуют и такие предприниматели, которые даже после этого остаются на дорогах”. За невыполнение решений ведомства ставшие нелегальными индивидуальные предприниматели должны наказываться штрафом. Кто-то из “нелегалов” аннулирует ИП до вынесения конкретного решения ФАС, чтобы избежать наказания, говорят в антимонопольной службе. “Правда, это их не спасает: штрафуют уже бывших предпринимателей в любом случае”, – уверяет руководитель УФАС Николай Меркулов. Аморальный ущерб На прошлой неделе городские чиновники совместно с госавтоинспекцией и управлением государственного автодорожного надзора устроили показательный рейд. На пересечении улиц Коммунистической и Советской проверяющие тормозили маршрутные такси №25 и объясняли водителям, что на этом маршруте имеют право работать только автобусы ООО “Астраханьпассажиртранс”. Из примерно 30 “Газелей”, работающих на маршруте, проверяющие задержали только пять. Конкурс на маршрут был проведен два года назад, индивидуальные предприниматели пытались обжаловать решение, но суды вышестоящих инстанций оставили результаты конкурса в силе. В марте 2014 года судебные решения вступили в силу. По словам городских чиновников, разрешить работать на маршруте исключительно автобусам большой вместимости заставили жалобы горожан. “Последнее время много жалоб на некачественные услуги, – говорит начальник отдела транспорта и пассажирских перевозок мэрии Светлана Шишкина. – Не только на ущерб физический, но и на моральный!” Кто против конкурса? Как утверждают в региональном управлении ФАС, “такие действия являются запрещенными Законом о защите от недобросовестной конкуренции, поскольку направлены на получение преимуществ от предпринимательской деятельности”. Впрочем, говорят в УФАС, часто сами предприниматели обращаются с жалобами на условия конкурсов, которые им показались несправедливыми. – В этом случае проводится проверка – сравниваются условия всех конкурсантов на маршрут, и выносится заключение о прошедших отбор перевозчиках, – рассказывает Николай Меркулов. “Водители махнули рукой” Иногда предпринимателям удается оспорить итоги конкурсов. В январе этого года арбитражный суд признал несостоявшимся конкурс между перевозчиками на маршрутах 44с, 89с и 33с. Такого решения добились несколько предпринимателей, недовольных критериями прохождения конкурса: согласно выдвинутым администрацией условиям, участвовать могли только те перевозчики, которые на момент конкурсного отбора не имели действующих договоров на оказание услуг. В итоге, по словам вице-президента Региональной ассоциации автотранспортников Астрахани Дамира Булатова, “нелегальный” транспорт считает себя вправе работать на маршрутах наравне с получившими официальное разрешение перевозчиками. Всего в городе, по подсчетам РАСА, около пятисот извозчиков работают без договоров. – Как это получилось? В свое время перевозчики меняли транспорт, на старые машины оформлялись другие владельцы. Договоры же в этом случае не заключались: по закону для извоза достаточно было и маршрутной карты, – рассказывает Дамир Булатов. – На требование обновить-таки договоры в администрации водители махнули рукой: мол, все и без того законно. А потом действовавшие нормы ужесточили, и вчерашние легальные перевозчики без договоров оказались вне закона. “А кто будет возить?” “На конкурсы некоторые предприниматели очень злы, – уверяет общественный активист Вадим Окороков, создавший сайт “Транспорт Астрахани”. – Знакомый крупный бизнесмен купил в кредит несколько микроавтобусов Ford Transit, а потом конкурс проиграл”. “Проверяющих на линии еще надо встретить, намного чаще встречаются полицейские, которые нет-нет да и посмотрят насчет перегруза, – рассказывает водитель маршрутки №25 со стажем Михаил. – А кто будет возить? Автобусов больших на всех пассажиров все равно не хватит – с “ЛиАЗов” водители постоянно уходят на маршрутки или в такси”. Штраф за работу на маршруте, на котором уже работает другой перевозчик, составляет 4000 рублей, пояснили в астраханском управлении государственного автодорожного надзора. Если нарушение совершено повторно – деятельность предпринимателя могут приостановить на 90 дней.