Нефтяникам и газовикам подарят льготы
17.08.2012 00:46
Ожидая 40% роста ВРП и 90 млрд. рублей налогов
Областная Дума готовится принять во втором чтении закон о снижении налога на прибыль для крупных нефтегазовых проектов с инвестициями больше 5 млрд. рублей и неограниченным сроком окупаемости. Бюджет за 20 лет потеряет от этого 27 млрд. рублей, но приобретет 90 млрд., уверяют авторы закона. Однако не все экономисты согласны с тем, что ВРП способен благодаря нефтегазовым льготам увеличиться на столько.
«Не ограничивать сроки окупаемости»
Новый законопроект вносит поправки в действующие законы «О господдержке инвестиционной деятельности» и «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль».
Объясняя необходимость послаблений для крупных нефтегазовых компаний, авторы поправок сетуют: в старых законах давалось слишком жесткое ограничение по окупаемости проектов. А именно – рассчитывающие на налоговые льготы проекты с инвестициями больше 50 млн. рублей должны были окупаться за 10 лет. В то время как дорогостоящие проекты в нефтегазовой отрасли окупаются примерно за 20 лет, уверяют в областном правительстве.
«Установление временных ограничений может оказать неблагоприятное влияние на инвестиционный климат региона», - сделали вывод авторы нового закона. И предложили прописать, что «особо важные инвестиционные проекты» с объемом инвестиций больше 5 млрд. рублей имеют право на понижение ставки налога на прибыль на 4,5%.
Причем для таких дорогих проектов предлагается «не ограничивать сроки окупаемости и реализации», говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Новую ставку налога, кстати, предложено установить задним числом - с начала 2012 года. Однако в государственно-правовом управлении облдумы рекомендуют исправить эту норму. «Согласно статье 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода», - настаивают в государственно-правовом управлении. То есть с 1 января 2013 года.
Дословно:
В статье 11 закона «О господдержке инвестиционной деятельности в Астраханской области» говорится:
«4) срок окупаемости инвестиционного проекта не должен превышать пяти лет, а для инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше пятидесяти миллионов рублей - десяти лет»
В статье 12 закона «О господдержке…» сказано:
5. Статус "особо важный инвестиционный проект" может быть присвоен инвестиционному проекту, отвечающему следующим критериям:
1) инвестиционный проект отвечает критериям, установленным статьей 11 настоящего закона, и прошел конкурсный отбор в рамках инвестиционного конкурса;
2) объем инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта, превышает 50 миллионов рублей.
Новый закон предлагает дописать в первый пункт пятой части 12 статьи:
«Данное условие не распространяется на инвестиционные проекты с объемом инвестиций свыше 5 млрд. рублей».
Поступления переплюнут потери
В финансовом обосновании к новому закону честно говорится: потери бюджета Астраханской области за 2013-2032 годы составят около 27 млрд. рублей. Но, уверяют авторы законопроекта, в областной бюджет ожидаются поступления по налогам на имущество и на прибыль в размере 90 млрд. рублей. Причем в ценах 2012 года. «В том числе за счет размещения инвесторами основных заказов при обустройстве таких месторождений среди предприятий Астраханской области», - настаивают законотворцы.
Нефтегазовики готовы навострить лыжи
Законопроект был внесен в Думу Астраханской области от имени губернатора Александра Жилкина. На последнем думском заседании депутаты приняли закон в первом чтении.
При обсуждении парламентарии много спорили с представителями правительства, доказывая, что «надо поддерживать не нефть и не газ, а переработку». По признанию самих же чиновников, главную выгоду от закона получит ЛУКОЙЛ, вкладывающий деньги в месторождения на шельфе Каспия. По признанию представителя губернатора в Думе Виктории Гурьяновой, ЛУКОЙЛ будет платить 2 млрд. рублей налогов в год. Однако из текста законопроекта следует, что бюджет недополучит в среднем по 1,5 млрд рублей в год из-за налоговой льготы, заявил депутат Олег Шеин. Ему возразил единоросс Александр Козлов, напомнивший, что до недавних пор ЛУКОЙЛ и вовсе платил все налоги в бюджет Волгоградской области. А его коллега Геннадий Орденов, замгендиректора ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», заметил: компания может стать плательщиком налогов где-нибудь в другом регионе, в Сибири или Перми. Оппозиционеры предложили ко второму чтению законопроекта потребовать у областного минфина объяснения – откуда возьмутся именно 90 млрд. налоговых поступлений после принятия закона. Но думское большинство проголосовало против.
Даешь 40% ВРП
Аналитики готовы поспорить с астраханским минфином относительно предполагаемых размеров налоговых поступлений, хотя единодушны в мнении, что поступления и вправду вырастут.
«Согласно данным консолидированного бюджета РФ, сумма поступлений налога на прибыль составляет 4% ВВП, а сумма налога на имущество равна 1,4%, - рассуждает старший экономист УК «Финам-менеджмент» Александр Осин. - При ставке регионального налога на прибыль в 18% ее снижение на 4,5% или на четверть, исходя из указанных выше данных, эквивалентно 1% ВВП. Рост бюджетных расходов, или сокращение налогов на 1% ВВП, согласно оценкам Международного валютного фонда и российского правительства, эквивалентен дополнительному приросту ВВП в 0,2-0,5%». Экономист полагает, что в случае Астраханской области этот дополнительный прирост будет ближе к верхней границе указанного диапазона. Поскольку предприятие, получающее льготу, обязуется размещать свои заказы в производственных и прочих структурах региональной экономики.
Однако полпроцента валового регионального продукта в год за 20 лет при реальном росте астраханской экономики на 5% в год составит лишь порядка 30 млрд рублей дополнительного прироста ВРП в ценах 2012 года, сетует аналитик. «Цифра в 90 млрд. рублей новых налогов на прибыль и имущество «в ценах 2012 года», полученных только за счет снижения ставки налога на прибыль на четверть, - делает вывод Александр Осин, - подразумевает реальный рост ВРП на 40% в год ежегодно в течение 20 лет!»
Теоретически, согласно экспертному мнению, налоговые послабления могут быть применены не только к ЛУКОЙЛу, но и к другим потенциальным инвесторам. Поскольку, если рентабельность инвестиций составляет 15-20%, данная налоговая льгота эквивалентна заметному росту рентабельности на 0,7-0,9%. Но если рентабельность крупных инвестиций, например, в производстве сейчас невелика, считает господин Осин, «для первоначального развития более эффективны прямые бюджетные инвестиции с привлечением сравнительно небольшого частного капитала».