Прямее некуда. Облдума выступила за прямые выборы мэра
Депутаты астраханской областной думы одобрили законопроект о выборах глав местных органов власти. Согласно документу, в Астрахани должны состояться прямые выборы мэра города. В целом по области сохраняется та система формирования власти, которая действует сейчас. В гордуме Астрахани полагают, что проект можно поправить, введя норму, по которой должности мэра и председателя гордумы занимает одно лицо. Оставим как есть Законопроект утвердил 16 сентября комитет по местному самоуправлению облдумы. На самом деле в повестке было два проекта. Первый внес еще 18 июля глава астраханской “Справедливой России” Олег Шеин, на тот момент – кандидат в губернаторы. Текст законопроекта был короткий. Смысл укладывается в две строчки: 1) глава городского округа или муниципального района избирается на прямых выборах; 2) глава поселения может избираться депутатами, если это записано в уставе поселения. Законопроект пролежал без движения, пока не появился альтернативный. Глава комитета по местному самоуправлению единоросс Яков Винокуров внес свой вариант, в котором подробно воспроизвел систему формирования органов власти, как она действует на сегодняшний день: 1) прямые выборы руководителей администраций – мэра Астрахани, глав десяти сельских районов (Ахтубинского, Володарского, Енотаевского, Икрянинского, Камызякского, Красноярского, Лиманского, Наримановского, Харабалинского, Черноярского), а также глав 157 городских и сельских поселений; 2) прямые выборы руководителей советов депутатов – главы Приволжского района, ЗАТО Знаменск, города Нариманов и пары сел; 3) выборы председателей горсоветов, мэров Камызяка и Харабалей городскими депутатами; 4) выборы главы администрации Аксарайского сельсовета на сходе граждан. “У законопроекта есть положительное заключение губернатора, прокуратуры и юстиции”, – сразу отметил Яков Винокуров, представляя проект коллегам. К вопросу о выборах мэра ни у одного присутствующего на комитете возражений не нашлось. Олег Шеин дал понять, что его текст законопроекта устраивает. Но не стал сразу снимать свой проект, предложив дождаться результатов голосования по проекту Якова Винокурова. Увидев, что большинство членов комитета проголосовало “за”, депутат-справоросс свой проект официально отозвал. Таким образом, на заседание думы в конце сентября должен быть вынесен законопроект главы комитета по местному самоуправлению – и он может быть принят в обоих чтениях уже до конца октября. Слияние своим ходом Впрочем, к проекту закона о выборах местных глав нашлись замечания другого плана – кроме порядка выборов в нем, собственно, больше ничего не прописано. Ассоциация муниципальных образований (АМО) высказала это в форме официального отзыва. А исполнительный директор ассоциации Ольга Гай добавила: в проекте не отражен новый тренд на слияние администраций районов и райцентров. “Город Нариманов уже хочет изменить форму управления”, – привела пример госпожа Гай. За законопроект вступилась представитель губернатора Виктория Гурьянова. Из ее слов следовало, что в нем уже учтено слияние камызякских и харабалинских гор- и райадминистраций. Больше того, собственно вопрос слияния местных администраций – это вообще предмет другого закона, подчеркнула представитель губернатора. И этот закон уже есть – “О статусе муниципальных образований”. Депутат Николай Кабачек, видимо, сразу представил, что все эти изменения на местах приведут к бесконечным поправкам. И предложил воспроизвести норму из законопроекта коллеги Шеина: “Почему нельзя просто прописать – главы избираются в соответствии с уставами своих муниципалитетов?” В ответ Яков Винокуров рассказал небольшую притчу. “Представьте, вот живет некий глава села. Живет и чувствует, что на новый срок народ его не изберет. Что делать? Глава принимает с помощью совета депутатов поправку в устав, что теперь он избирается депутатами. Проводит в совет пять своих друзей – и все, дело сделано”. Притча подействовала. А не позвать ли сити-менеджера? Сразу после ареста мэра Михаила Столярова в прошлом году среди астраханской элиты начали ходить разговоры, что нового мэра могут сделать председателем гордумы, а администрацией станет управлять сити-менеджер. И вскоре, в феврале, надежды некоторой части элиты оправдались – появился проект федерального закона о реформе местного самоуправления. Сначала планировалось, что федеральный закон установит единый для всех регионов порядок формирования местных органов власти. Но после резкой критики от мэров крупных городов федеральные власти решили отдать на места право определять – выбирать мэра областного центра или сельского главу напрямую или нет. Для парламентов субъектов Федерации установили крайний срок принятия своих законов – ноябрь этого года. После того, как будет принят областной закон, муниципалитеты должны привести свои уставы в соответствие с ним. Впрочем, если проект Якова Винокурова станет законом, ничего менять не придется. Председатель гордумы Елена Симеонова заявила корреспонденту “АВ”, что поддерживает законопроект. Правда, по ее мнению, лучше было бы слить должности главы города и главы совета. “Это и некоторая оптимизация средств, и город по этой схеме уже работал”, – заявила спикер городской думы, имея в виду систему власти при Игоре Безрукавникове, до 2004 года. По мнению Елены Симеоновой, такие поправки могут появиться в законопроекте ко второму чтению этого нового, такого важного для астраханских элит закона. Референдум не прошел В конце мая оппозиция пыталась организовать в Астрахани референдум о необходимости прямых выборов мэра. Цель – чтобы Олег Шеин заручился поддержкой населения. А мнение населения, по мысли инициаторов, нельзя было бы игнорировать при разработке областного закона. Однако 17 июня городская дума, которая должна была бы одобрить проведение референдума, инициативной группе отказала. С мотивацией: зачем нужен плебисцит, если все равно все решит областной закон.