Платим и будем платить?
Начался отопительный сезон, пришли платежки за ноябрь, и астраханцы снова побежали в пункты оплаты разбираться с пугающими суммами, не увидев уведомления на оборотной стороне квитанций, что начисления за тепло для жителей домов с общедомовыми приборами учета произведены сразу и за октябрь, и за ноябрь. Подобные казусы при оплате коммунальных услуг для астраханцев уже стали постоянными, взять хотя бы ОДН по электричеству. Неужели без нервотрепки в этом деле никак не обойтись? Вчера по 105, сегодня по 228 На днях подходит коллега, озадаченно протягивает платежку за ноябрь, просит объяснить, почему они летом платили за кубометр горячей воды 105 рублей, а теперь стоимость одного куба подскочила аж до 228. Объясняю: "У вас в доме установлен общедомовой счетчик тепловой энергии. Исходя из его показаний рассчитывается расход горячей воды (в кубометрах) и тепла (в гигакалориях) по дому, в том числе и на отопление. А стоимость меняется из-за так называемого коэффициента теплосодержания. Чем горячее вода в доме, тем выше этот коэффициент и, соответственно, стоимость одного кубометра. Упрощенно: вчера ты покупала в магазине колбасу по 250 рублей за кило, а сегодня тот же сорт стоит уже 300 (инфляцию в расчет не берем). Продавец объясняет: во вчерашней партии колбасы мяса было 50%, а в сегодняшней — уже 70%. Вот она и подорожала". – "Да, но чтобы в два с лишним раза? – усомнилась коллега. – Мои соседи говорят, что это надувательство, и хотят оплачивать по 105 рублей". Не советую, отвечаю, поскольку тогда они попадут в должники со всеми вытекающими. С другой стороны, самим проверить правильность начислений невозможно: нужны специальные знания и много дополнительной информации. В общем, темный лес. Та же самая проблема, кстати, возникает и при начислении платы за общедомовые нужды (ОДН), особенно по электроэнергии, для тех, у кого стоят общедомовые приборы учета. Там тоже такие суммы порой выставляют, что мама не горюй (см., например, "КК" № 43 от 27.05.2015). Единственное, что здесь можно посоветовать: обратиться в контролирующие и надзорные органы (жилинспекция, министерство ЖКХ, прокуратура) с просьбой проверить расчеты. Но не факт, что и там найдут, где собака зарыта. "Китайские" квитанции Тема ОДН и долгов за коммунальные услуги давно набила оскомину. Не счесть, сколько раз писал об этой проблеме. Не счесть и многочисленных совещаний и заседаний, проводившихся на самых разных уровнях, в том числе с участием губернатора, а воз и ныне там. Потребителям по-прежнему приходят жуткие счета, в которых стоят многотысячные суммы. Люди начинают осаждать абонентские пункты ресурсоснабжающих организаций, расчетные центры, по 3-4 часа простаивают в очередях. А там, рассказывают читатели, специалисты пугают их "страшной формулой с интегралами" и уверяют, что суммы за ОДН начислены верно. Действительно, система расчетов платежей за коммунальные услуги очень мутна и непонятна для рядового потребителя. В законодательство о ЖКХ в последнее время были внесены многочисленные изменения и дополнения, которые, вместо того чтобы работать на население, похоже, превращают платежи за коммуналку в золотое дно для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Простому человеку разобраться в правильности начисления ОДН, если в его доме стоит общедомовой счетчик, абсолютно невозможно: цифры в платежке — жуткая китайская грамота, понять которую может только "переводчик" с как минимум математическим и инженерным образованием. "Квитанции по оплате за свет и тепло очень неудобные, – жалуются нам жильцы дома на улице 1-я Перевозная, 106. – В них много всяких цифр и других данных, все написано очень мелко, как в этом разобраться? Неужели расчетный центр не может сделать другую, более удобную форму?". О том, что квитанции неудобны, мы писали сразу после их появления (см. № 71 от 2 сентября). Тогда руководство ООО "Расчетный центр Астрахани" обещало поработать над ними и по возможности увеличить шрифт. Но пока все по-прежнему. Вплоть до ликвидации Общественные организации стараются помочь астраханцам. "ОДН всех уже достали, – делится впечатлениями руководитель астраханского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Марина Иконникова. – Сколько раз мы собирались вместе с представителями власти и коммунальщиками, чтобы попытаться найти выход из ситуации, но пока не получается". "Ресурсники" предлагают всем недовольным начислениями разбираться в суде. Но с чем идти в суд, если на руках только платежка по вашей квартире, которая ничего не скажет о расходах других жильцов? На этой неделе несколько общественных организаций обратились с письмом к губернатору области, в котором просят назначить на ближайшее время дату заседания Совета по жилищной политике для рассмотрения предложений по выходу из волнующей астраханцев проблемы. А инициативная группа граждан собрала более тысячи подписей под обращением к главе региона с просьбой разобраться в ситуации по начислению ОДН за электроэнергию. Проблемой очередей в пунктах оплаты коммунальных услуг занялись и активисты Астраханского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). Как сообщает портал "ВолгаПромЭксперт", на недавнем региональном "Форуме действий" обсуждалось массовое недовольство астраханцев организацией приема платежей за коммунальные услуги. Участники форума отметили, что существующие в настоящее время всевозможные центры приема платежей не решают поставленных перед ними задач, и выдвинули инициативу по ликвидации посреднических структур между потребителями и поставщиками услуг в сфере ЖКХ и создании единого муниципального центра приема платежей по примеру Самарской области, где такой центр уже существует. Как сообщили "КаспийИнфо" в Астраханском отделении ОНФ, возможно, эту инициативу включат в итоговый перечень предложений, которые будут направлены на рассмотрение в федеральный штаб ОНФ для дальнейшего принятия решений. Но проблема все-таки не в посредниках, а в запутанной системе начисления платы за коммуналку. И пока федеральная власть не сделает ее проще и доступнее для людей, астраханцам, похоже, так и придется "кувыркаться" с платежками и разбираться с мнимыми или настоящими долгами.