Как астраханцев заставляют переплачивать, а они и не догадываются

На пресс-конференции в Астраханском управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) журналистам рассказали о случаях навязывания гражданам дополнительных услуг и товаров. В производстве УФАС уже более десятка подобных дел.

Ловушки для покупателей

По информации УФАС, потребителям часто навязываются услуги по страхованию в открытой или скрытой форме, что нарушает закон. “Например, при покупке билетов на самолет в итоговом билете автоматически возникает плата за страхование. Второй пример: покупка бытовой техники онлайн, при которой гражданам также предлагаются дополнительные услуги, в том числе страхования приобретаемой техники”, – сообщил Н. Меркулов. Чтобы отказаться от услуг, гражданин зачастую должен проявить чудеса внимательности, разглядев в конце длинной формы небольшую галочку, которую нужно снять. Получается, потребитель не имеет возможности рассмотреть предложение и принять обоснованное решение: “А нужно ли это мне”? Большое количество жалоб вызывает и деятельность перевозчиков.

Липовое, но “добровольное”

Об одном деле, связанном со страхованием при перевозках, руководитель Астраханского УФАС рассказал подробнее. В управление поступило заявление гражданина о навязывании ему государственным предприятием Астраханской области “Пассажирское автотранспортное предприятие №3” (ГП АО “ПАТП №3”) услуг страхования пассажира. Купив билет на междугородный автобус, гражданин с удивлением обнаружил, что в стоимость билета была включена плата за добровольное страхование в размере 25 рублей. Но он не давал своего согласия на заключение договора страхования и его не подписывал, правила страхования гражданину не разъяснили, информацию о страховщике не предоставили.

В ходе рассмотрения жалобы специалисты УФАС пришли к выводу, что ПАТП №3 нарушает антимонопольное законодательство. Занимая доминирующее положение (доля на рынке автовокзалов Астраханской области составляет 100%), предприятие заключило со страховой компанией соглашение о навязывании пассажирам услуг страхования от несчастных случаев, ограничивающее конкуренцию на рынке. Соглашение выгодно для обоих хозяйствующих субъектов: предприятия увеличивают свой доход, страховая компания, кроме того, получает возможность расширить рынок сбыта услуг за счет клиентов, которых привлекает ГП АО “ПАТП №3”, пользуясь своим доминирующим положением.

От страховки можно отказаться
Учитывая, что договор страхования требует простой письменной формы, получается, что с граждан взимается плата за страхование, которое страхованием по сути не является. В случае возникновения страхового случая гражданин даже не знал бы, куда ему обращаться. Специалисты УФАС установили, что страхования компания получает деньги, не обладая информацией о пассажире, пренебрегая интересами физических лиц.

Рассмотрение этого дела продолжается. По его завершению планируется выдать предписание об устранении нарушений.
В заключение глава Астраханского УФАС посоветовал гражданам быть внимательными. “Покупатели могут отказаться от приобретения услуги, если она не обязательна по закону, избежав дополнительных затрат. Тогда подобные схемы -сговоры станут невыгодными”,- сказал он. А в случае навязывания дополнительных товаров, услуг, которые не предусмотрены действующим законодательством, Н. Меркулов рекомендовал обращаться в антимонопольную службу.