Когда дети дерутся, что делать взрослым?

02.03.2019 20:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Когда мой внук впервые пришел с фингалом под глазом, я, честное слово, обрадовалась. Уж очень он был не пацанистым, наш пацанчик. Когда стал получать синяки и шишки, мы поняли: с ним все нормально.

Лучше не встревать
Обычная мальчишеская жизнь предполагает, что время от времени мальчишки будут выяснять отношения кулаками. И ничего с этим не поделать, хотя, конечно, кое-какие действия предпринять надо. Во всяком случае, убедить, что за правду можно постоять и таким путем, но можно и не доводить до драки. Вот этому учить надо. Ведь дети еще не умеют решать свои конфликты путем переговоров, им проще настоять на своем, снять напряжение, стукнув соперника. А там уж как пойдет. Может, на следующий день опять будут дружить, а, может, рассорятся на век.
По моим наблюдениям, после драки жизнь продолжается своим чередом, из чего я делаю вывод, что такого рода выяснение отношений – одно из условий жизни мальчишек. Мне кажется, ничего серьезного за кулачными боями не стоит, если… Если в эти разногласия не встревают взрослые. Такая ситуация на нашей улице произошла прошлым летом. Оказалась обиженной соседская девочка, и ее бабушка устроила “разбор полетов”. С криком, с оскорблениями, с приказом внучке никогда больше не водиться с хулиганами. Причем под одну гребенку попали и виновные, и невиноватые. Подошла мама некоторых “хулиганов”, лихо осадила бабушку. Спору нет, обижать девочек плохо, но, когда я посмотрела со стороны на то, что устроили взрослые, стало стыдно. Урок для детей был просто отвратительный. В итоге с прошлого лета эти соседи даже не здороваются друг с другом, а девочка, забыв об обиде, по-моему, на следующий день, продолжает дружить с обидчиками.
Я, конечно, против того, чтобы обижали девчонок, но не раз видела, что девочки провоцируют мальчиков и сами дерутся с ними. При этом жалуются взрослым, что мальчики бьют их, требуя для обидчиков наказаний. Я наблюдаю это и в семье, где растут мои внук и внучка. Внуку попадает каждый раз, когда внучка плачет. Пришлось обратить внимание родителей на манипуляции Полины, и жалоб стало меньше.
Прислушивайтесь к интуиции
Мне кажется неправильным, когда в ответ на жалобы обиженного взрослый может стукнуть обидчика, пусть и родного внука или сына. Учить, что драться плохо, а самому распускать руки – это двойной стандарт. Выстраивать отношения надо уметь. А откуда такому умению взяться у детей? У них еще нет нашего опыта, они не умеют идти на компромисс. Надо это объяснять. В недавнем конфликте между внуком и его другом наедине с Егором постарался разобраться дед. Без назиданий и раздражения, вместе с сопротивляющимся каждому слову Егором дед-таки докопался до истины. В итоге наш драчун, признав, что неправ, позвонил другу с извинениями. Что не помешало ему через неделю подраться вновь, но мы были довольны, когда услышали, как после драки они с другом все же выясняли суть конфликта сами.
Ну и из личного опыта. Летом у нас в доме внуков прибавляется. Приезжает на каникулы из другого города наш средний внук, сын дочери. Вот уж раздолье для всяких историй и наблюдений! А также для ссор и драк. Двоюродные братья очень привязаны и любят друг друга, что не мешает им драться, причем младший часто выступал провокатором в ссорах. Старший просит помочь убрать игрушки, младший не хочет – вот вам и повод для ссоры. Старший настаивает, чтобы смотрели фильм, какой ему нравится, младший хочет рисовать – еще один. Я все время стыдила их за ссоры. И младший охотно поскуливал в обидах на старшего. А однажды я повела себя по-другому, сказав, что старший прав и его надо слушаться. “Если не хочешь слушаться – объясни ему, почему, но сначала все сделай так, как он велит”, – сказала я младшему, таким образом подняв авторитет старшего. Эффект оказался потрясающий. Старший вдруг осознал свою ответственность, а у младшего исчезли поводы для стычек.
На какие-то открытия порой выходишь интуитивно. Дети разные, и методы воздействия на них у всех тоже разные. Я понимаю, что невозможно требовать от них выполнения того, чему они еще не научены.