На Казачьем — это где? Кто жил в 18 веке за речкой Луковкой

Астраханцы давно привыкли, что многие из них живут «на Казачьем». Но что это такое и где оно расположено? И как с ним связана речка Луковка?

В 1737 году была создана Астраханская Казачья команда из 300 человек, входили в нее русские и калмыки. Эти первые казаки поселились в собственных домах, а калмыки и вовсе в кибитках, разбросанных по всему городу. Конечно, управлять такой командой было неудобно, да и лошадей кормить приходилось где придется. Так что командир команды полковник Андрей Слободчиков в 1747 году попросил губернатора выделить место, где все казаки смогут жить компактно. Что и было сделано. Из казенной земли выделили бугор Сунгур в 4-х верстах от города, за рекой Луковкой. В самом Петербурге, в Сенате, выдали разрешение на поселение, в 1750 году произвели обмер выделенной земли, и началось заселение будущей казачьей станицы. Поселение сначала называли просто Казачий Бугор, затем – Казачья слобода, а с 1795 года – Казачебугровская станица. В документах того времени писали «Козачий бугор» и «Козачье селение». Станица стала центром казачьего полка, а с 1817 по 1851 годы – центром войска.

Протоку, которая омывала бугор, назвали Казачьим ериком.
По поводу ерика Казачий и речки Луковки есть разногласия. Некоторые считают, что это одна и та же река, просто «Луковка» – название более раннее, а «Казачий ерик» – более позднее. Но на самом деле это разные водные артерии.

Луковка на востоке соединялась с Казачьим ериком (точно между «Козачьим селением», Покровским монастырем и «Козачьим бугром»), а на западе – с рекой Кутум.
Уже на плане Астрахани 1896 года указана только «лощина» Луковки, но ещё на планах 1820-х речка

Луковка показана впадающей в Кутум. С помощью совмещения карты штурмана Колодкина 1820 года, современной карты Астрахани и спутниковой фотографии удалось установить, что Луковка протекала следующим образом. На западе она соединялась с рекой Кутум – там, где мост Победы; поворачивала на восток у цирка, шла вдоль улиц Рылеева и Пестеля, пересекала современное железнодорожное полотно и смыкалась с улицей Лиманской. Таким образом, сегодня на месте Луковки расположены жилые кварталы. А часть ее пересекает низинный сектор Старого кладбища на улице Софьи Перовской. Сама речка получила название из-за огородов, на которых выращивали лук для солдат астраханского гарнизона. Даже та часть города, где речка протекала, стала зваться просто Луковкой. В 1911-1912 годах построили мост через Кутум, который назвали Луковским. Ныне это мост Победы.

Заметим, что гидроним Луковка продолжал самостоятельно существовать и после образования Казачьего селения – и в 1800-е, и в 1820-е годы, и гораздо раньше. Недаром ученый Георг Гмелин, описывая город начала 1770-х, подробно рассказывает о слободах, расположенных по берегам Луковки. Никакого ерика Казачий, к слову, Гмелин не упоминает вовсе. На плане города 1769 года, скопированном в его книге, указана лишь речка Луковка.

На плане города 1801 года четко отграничены речка Луковка и ерик Казачий.
Лучше всего разграничение ерика Казачьего и Луковки видно на карте 1820 года. Здесь и оба гидронима указаны, и отчетливо видно, что Луковка сливается с Казачьим ериком в районе Покровского монастыря («Покровская роща»). Казачий ерик впадает в реку Прямая Болда на севере, огибает Казацкое селение и «Козачий бугор», и в районе Покровского монастыря сливается с Луковкой.

Интересно, что на карте 1820 года часть ерика Казачий, что на юге соединяется с Кутумом, называется продолжением речки Луковки, а на карте 1801 года – просто ериком Казачьим.
На плане города 1901 года остается лишь один ерик Казачий. Сегодня он на большей части своего течения утратил проточность, однако продолжает служить границей городских районов.
До революции около станицы Казачебугровской существовали судоремонтные и механические мастерские Беззубикова, Сапожникова и общества «Океан». Около них возникали рабочие поселки – возле Казачьего ерика, на склоне Казачего бугра, на реке Болда. Из названных мастерских в 1925 году был создан судоремонтный завод им. Ф.Энгельса, и в 1934 году горсовет Астрахани переименовал станицу Казачебугровскую в поселок имени Ф. Энгельса. В 1937 году завод объединили с верфью деревянного судостроения, образовав новое предприятие – судостроительную верфь им. Кирова.
В 1938 году бывший Казачий бугор присоединен к Ленинскому району Астрахани под названием «микрорайон судоверфи им. Кирова». В 1950-1960-е годы на территории бывшего бугра появился современный поселок судоверфи им. Кирова.