Падение и сжимание
Разразившийся скандал, связанный с автосалоном “Орбита”, который до последнего времени оставался единственным официальным дилером “Ниссан” в Астрахани, заставил насторожиться потенциальных покупателей автомобилей. Насколько стабилен местный авторынок и не таит ли угроз для автолюбителей? Могут ли покупатели доверять свои деньги автоцентрам, а последние в свою очередь выполнить взятые на себя обязательства? Ни денег, ни машин Напомним, несколько астраханцев, оплативших стоимость иномарок, уже долгое время не могут забрать свои автомобили из-за кризисной ситуации в автосалоне “Орбита”. По одной версии, все дело якобы в том, что из московского представительства компании не пришли паспорта транспортного средства. По другим данным, в Москве заявили, что деньги за иномарки они не получали, а астраханский автосалон больше не является официальным дилером “Ниссан”. По последней информации от пострадавших, по их исковым заявлениям назначены суды. Сколько они продлятся и как разрешится дело, пока не известно. Пока в ТОПе В январе-феврале 2016 года, по данным агентства “Автостат”, продажи новых автомобилей в регионе упали на 20,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего было продано 794 машины против 1004, реализованных за два первых месяца 2015 года. Однако Астраханская область вошла в топ 50-ти регионов с лучшими продажами новых легковых автомобилей, заняв в рейтинге 48-ю строчку. Еще в январе астраханские дилеры отмечали, что наблюдают некоторый подъем покупательского спроса на автомобили бюджетного и представительского класса. Больший интерес у астраханцев вызывали “корейцы” и “японцы”. Похоже, народ тратил “последние” гроши, вкладываясь в качественные автомобили, которые пользуются спросом и на вторичном рынке. Дилеры предполагали, что за этим последует спад, который будет вызван повышением цен на автомобили и снижением покупательской способности населения. Прогнозы, похоже, начали сбываться. Цены попозли Уже в марте было зафиксировано, что уровень продаж новых автомобилей в России снизился на 10% по сравнению с прошлогодними показателями. Вместе с тем отмечается и увеличение стоимости автомобилей. Цены поменяли 28 автопроизводителей, представленных на отечественном рынке. Среди известных брендов – Ford, Toyota, Chevrolet, Jaguar. Эксперты прогнозируют, что в этом году цены на новые автомобили могут вырасти на 20-25%. Тому есть две причины – переход России на экологический стандарт по нормам выбросов двигателей “Евро-5” и продолжающиеся колебания курсов валют. Салоны и кошельки пустеют Местные автодилеры неохотно раскрывают цифры, ссылаясь на коммерческую тайну компании. В массе своей они дают понять, что ситуация на рынке пока не критичная: да, продажи падают, но такая картина практически у всех. Но в условиях суровой антикризисной борьбы их намерения довольно амбициозны: сохранить и даже увеличить долю продаж, проводить гибкую ценовую политику. Увидеть, какова доля продаж тех или иных брендов, можно благодаря данным, приведенным аналитиками Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) (см. инфографику). Все же владельцы автосалонов признают, что дела идут значительно хуже, чем в прежние годы, которые теперь принято называть “жирными”. И в первую очередь об этом говорят трафики посещений покупателей. Иными словами, в автосалоны люди и с целью купить машину, и просто примериться к покупке заходят все реже. Наблюдается исход из списка покупателей рабочего и среднего класса, отмечают местные автоэксперты. Денег у этой категории населения становится все меньше, причем львиная доля заработка уходит на еду и другие траты. Покупательская способность остается пока у госслужащих, военных и силовиков – тех, кто меньше всего пострадал от кризиса. Держать нужно не одну марку “Автомобильный рынок нестабилен уже года три, – говорит представитель одного из астраханских автосалонов. – Ежегодно мы отмечаем падение продаж в среднем на 30%. Это много, учитывая, что оборотных средств критически не хватает. Порядка 70% автосалонов закредитованы. Расходы на их содержание, не говоря уже о закупке автомобилей и других затратах, очень велики”. Сегодня в автомобильном бизнесе довольно рискованно продавать только один, пусть даже самый известный бренд. Поскольку пережить падение одной марки при наличии нескольких легче. Поэтому крупные астраханские автосалоны расширяют линейку продаж, стараясь торговать машинами разного класса и марок, включая и отечественные модели. Или отказываются от брендов, которые не приносят прибыли. Как это, например, произошло с автомобилями марки Ford. Прежде в Астрахани было два официальных дилера, продающих этот бренд. Сейчас остался только один. Некоторым особняком стоят автоцентры, которые позиционируют себя как продавцы “чистопородных” брендов. Это другой сегмент рынка, ориентированный на иной менталитет покупателя. Но они довольно уверенно сохраняют свои позиции, входя в тройку лидеров в доле продаж на местном авторынке. Меняют формат Сейчас на фоне падения продаж и сжимания рынка авторитейла астраханские дилеры выстраивают новые стратегии работы, чтобы сохранить своих клиентов и привести новых. В ход идут нестандартные маркетинговые шаги, придумываются привлекательные для покупателей акции. Просчитываются кредитные программы, способные не отпугнуть автолюбителей высокими процентными ставками. В последнее время автодилеры переформатировали свои направления и развивают сервисное обслуживание, поскольку многие клиенты из-за экономии начали уходить из официальных сервисов. Так что битва за клиентов уже разворачивается и на этом поле. Здесь все будет зависеть от качества запчастей, которые тоже дорожают, класса и моделей машин, набора и стоимости услуг и квалификации сотрудников дилерских техсервисов. Единственные и официальные В Астрахани свыше десятка автоцентров, которые являются официальными дилерами брендовых марок автомобилей. Это автоцентр KIA на Керченской; автоцентр KIA Нахимовский; Тойота Центр Астрахань; Лексус – Астрахань; КАСПИЙгазавтосервис (автосалоны LADA, Renault, Hyundai, Chevrolet Niva, GM-AVTOVAZ); Колесо (Lada, Mitsubishi, Volkswagen, Skoda); Hyundai АГАТ-Плюс; автоцентр Автоград (Ситроен, Opel, Chevrolet) ; Форд Агат Астрахань; автоцентр на Славянской (Geely); компания “Аксион” ( LADA);. “Молоток” (Haima). (Данные из сети Интернет) Чтобы проверить, является ли автосалон официальным дилером, нужно открыть раздел “Поиск дилеров” на официальном сайте автопроизводителя или позвонить на “горячую линию” центрального представительства.