Поехали отсюда? Что ждет владельцев "уходящих" иномарок
В середине марта автоконцерн General Motors (GM) объявил о сворачивании продаж на территории России. Это положило начало целой цепочке сотрясающих авторынок событий: заявление об уходе из России концерна SsangYoung, сокращение на российских заводах производства ряда иностранных автомобильных марок. Мы решили разобраться, что же происходит на региональном авторынке. Последствия ажиотажа Рынок авто в Астрахани "солидарен" с общероссийской ситуацией: больше вопросов, чем ответов. В первую очередь даже не у покупателей, а у продавцов машин. По словам нашего собеседника, близкого к автомобильному бизнесу, еще в декабре, сорвав кассу на покупателях из Беларуси и Казахстана, в надежде на продолжение ажиотажа дилерские центры заказали новые партии авто. – Астраханские дилеры, если честно, не знают, что делать. Они сейчас между двух огней, – делится с "АВ" эксперт. – С одной стороны – потенциальные российские покупатели, с другой – громкие заявления зарубежных концернов, терпящих в России масштабные издержки. Другой источник "АВ", директор одного из астраханских дилерских центров, считает, что региональные реализаторы авто ведут незатейливую, но проверенную политику: распродают то, что осталось с прошлого года. – Сейчас местные автоцентры полны автомобилями прошлогодней сборки, а уж про склады я вообще молчу. Вот и спасаются скидками, рассчитывая распродать если не все, то хотя бы выйти в ноль, – добавляет эксперт. Распродажа по-полной Мы побывали в официальных дилерских центрах марок, уходящих с российского рынка автоконцернов. Как выяснилось, машины действительно в наличии в весьма широком спектре комплектаций, мощности, цвета, "поколений". Почти во всех салонах авто сейчас продают по значительным скидкам, от 25%. В автоцентре, реализующем машины марок Opel и Chevrolet, нас уверили, что "на складах, в том числе в Москве, очень много автомобилей прошлогодней сборки, поэтому сейчас активно ведется их распродажа". При этом в судьбе изготовления новых партий авто данной марки в текущем году уверенности нет. У единственного дилера Chevrolet Niva в Астрахани прекращение продаж автомобилей не подтверждают, при этом отмечая информацию о свертывании продажи в России некоторых моделей Chevrolet, преимущественно эконом-класса. В других салонах новость о сворачивании продаж отметают. – Ни о каких сокращениях реализации автомобилей марки мы не слышали. Работать сами хотим! Если бы что-то было, нам бы сказали в головном офисе, – заявили "АВ" в автомобильном центре – дилере SsangYoung. Где брать запчасти? Еще одна проблема, которая появилась у регионалов: поставка запчастей и комплектующих дилерским центрам при падении основного дохода с продаж авто для зарубежных автоконцернов потеряет рентабельность. В головном офисе GM уже разводят руками: мол, российские покупатели могут приобрести автомобили марки Opel и запчасти для них в Беларуси. При этом руководство концерна ссылается на то, что в белорусских дилерских салонах их – машин и комплектующих – множество. Белорусские дилеры сразу же откликнулись и заверили: на складах имеется такое количество запасов авто и запчастей Opel, что их хватит на полгода. А что делать нашим? Нет полной ясности и с тем, будут ли дилерские центры при условии закрытия продаж машин продолжать оказывать сервисные услуги многочисленным автовладельцам. – Мы не заинтересованы в потере клиентов и не планируем прекращать оказывать сервисные услуги. Сейчас сложно говорить что-то конкретное, все зависит от того, как будет дальше разворачиваться ситуация, – комментирует менеджер дилерского центра Opel и Chevrolet. Ремонт под мостом По мнению экспертов, на волне "проседания" официального сервисинга для неаккредитованных микроцентров по ремонту авто может настать "золотой час". – Скорее всего, учитывая всестороннее давление на региональные дилерские центры, российский покупатель уйдет от них. И речь не только о вторичном рынке самих авто, но и об оказании сервисных услуг, – считает владелец одной из астраханских автомастерских. – Сроки, цена – это все нередко приводило клиентов официальных дилеров в какую-нибудь "мастерскую под мостом" – дешево, сердито и сразу. Однако "под мостом" легко нарваться на несертифицированные (или б/у), а то и на откровенно "левые" запчасти и некачественный ремонт, не говоря уже об отсутствии всякой гарантии. А это уже опасно для жизни. Статистика По данным внутренних исследований General Motors, самым продаваемым из всех автобрендов концерна всегда оставались машины Chevrolet. В 2014 году их продажи составили до 123,175 тысячи автомобилей (то есть 29% от общего объема продаж). Бренд Opel, впрочем, тоже не отстает по популярности: доля продаж автомобилей этой марки за прошлый год достигла 20% от общих объемов. Россияне в прошлом году купили более 64 000 машин. История вопроса Под угрозу выхода с российских дилерских центров попали, в частности, марки Opel и Chevrolet крупного американского автоконцерна General Motors. В руководстве компании накануне сообщили журналистам, что "российский рынок рассматривается как площадка с неясной долгосрочной перспективой", добавляя при этом, что на продажах в России они потеряли свыше 139 миллионов долларов. Затем о выходе из игры на российском рынке заговорили производители авто корейской марки SsangYoung. Представители концерна при этом ссылаются на резкое и сокрушительное для дальнейших планов падение продаж. Так, в 2014 году компания продала автомобилей на 41% меньше по сравнению с показателями прошлого года, а за первый квартал 2015-го и того хуже – падение до 61%.