Стабильность ниже ватерлинии. Наш регион устойчив, но не слишком
Фонд "Петербургская политика" опубликовал очередной ежемесячный рейтинг социально-политической устойчивости регионов России за февраль 2015 года. Политологи оценили устойчивость нашего региона как среднюю. 10 баллов – штиль Рейтинг социально-политической устойчивости регионов России публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. Специалисты фонда "Петербургская политика" оценивают степень устойчивости регионов по 10-балльной шкале. Чем выше балл, тем более спокойным считается регион. По степени устойчивости субъекты РФ поделены на 5 условных групп: регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов); с высокой устойчивостью (7,0-7,9 балла); со средней устойчивостью (6,0-6,9 балла); с пониженной устойчивостью (5,0-5,9 балла); со слабой устойчивостью (ниже 5,0 балла). Оценка и изменение рейтинга производятся на базе ежемесячного мониторинга основных событий социально-политической жизни регионов, ранжируемых на позитивные, негативные и "прочие заметные". Середняки у края В группе лидеров рейтинга за февраль 2015 года (максимально устойчивые) оказались10 регионов, набравших от 8 до 8,3 балла. Это Республика Саха, Камчатский край (по 8,0 балла), Кемеровская область (8,1), Республика Коми, Пензенская и Белгородская области (по 8,2), Республика Хакасия, Чукотский автономный округ, Тюменская и Тамбовская области (по 8,3). В аутсайдеры рейтинга (меньше 5 баллов) попали 12 субъектов федерации, среди них наш сосед по Южному федеральному округу (ЮФО) Калмыкия (4,6 балла). А замыкает список Республика Дагестан, набравшая за февраль всего 1,8 балла (за январь было 1,7). Астраханская область вместе с 20-ю другими территориями находится в группе регионов со средней устойчивостью. Правда, наш рейтинг – 6,1 балла (в январе было 6,0 балла) – близок к нижней границе этой группы регионов. Пусть нас утешает тот факт, что компанию Астрахани составили обе российские столицы, у которых с социально-политической устойчивостью тоже не высший класс: Москва и Санкт-Петербург имеют по 6 баллов. В этой же группе находятся и столица ЮФО Ростов-на Дону (6,4 балла), и благодатный Краснодарский край (6,7 балла). Средний рейтинг по России за февраль – 6,41, то есть наши результаты ниже средних. Антикризис, пожар и картошка Судя по информации, размещенной на сайте фонда "Петербургская политика", нам до сих пор аукаются события ноября прошлого года, когда был осужден за особо крупную взятку экс-мэр Астрахани Михаил Столяров и помещен под домашний арест по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями экс-министр сельского хозяйства региона Иван Нестеренко. А из влияющих на рейтинг событий февраля, произошедших в регионе, питерские политологи отметили семь положительных, три негативных и два заметных. К позитивным относятся встречи губернатора Александра Жилкина с президентом РФ Владимиром Путиным и главой Газпрома Алексеем Миллером, визит к нам иранской делегации, утверждение обладминистрацией плана поддержки малого бизнеса, открытие первой очереди швейной фабрики "Астратекс" в Наримановском районе и другие. К событиям со знаком "минус" авторы рейтинга отнесли обвинения в двойных стандартах, выдвинутые астраханским Промышленным профсоюзом в адрес Лукойла (якобы компания разместила заказ на 10 буксиров для Каспия в Китае, а могла бы у нас), пожар в дельте и 6-е (последнее) место в ЮФО по темпам роста строительства жилья в 2014 году. Как заметные были оценены принятие Гордумой Астрахани нового Устава города, отменяющего прямые выборы мэра, и запуск проекта "Накорми себя сам" в Приволжском районе, в рамках которого любой желающий может бесплатно получить надел под картошку. Искусство балансировки Александр Васильев, политолог: – В группе середняков спокойнее. На лидеров смотрят все – и не дай Бог пошатнуться! Аутсайдером быть опасно – за это Москва и элиту местную может поменять, и от собственности отлучить. Астраханская стабильность определяется двумя группами факторов. Первая – губернатор Александр Жилкин в состоянии регулировать действия верхних этажей своего аппарата и избегать возможных избыточно острых конфликтов в элите, в первую очередь имущественных. Вторая – глава региона в состоянии поддерживать адекватные отношения с представителями силовых структур. Таким образом, понижение устойчивости и даже переход области в зону риска возможны в случае выпадения факторов первой или второй группы. Например, в связи со сменой власти в областном центре начнется передел собственности, и отнюдь не мягкий, или кто-то из чиновников перегнет палку, или это сделает кто-то из собственников или управляющих крупными предприятиями и т.д. То есть любой серьезный конфликт выдавит область в зону риска. А повышение устойчивости региона возможно при существенном росте экономики, что вряд ли стоит ожидать в обозримом будущем.