“Рогатые” в деле. Троллейбусы не хотят уходить с улиц
Астраханские троллейбусы переживают не лучшие времена. На предприятии опасаются сокращения штата. По словам читателей, сесть на троллейбус нельзя уже после 17.00. Между тем 5 ноября исполнилось 47 лет со дня открытия первого астраханского троллейбусного маршрута. Время – деньги О сегодняшнем состоянии “рогатого” транспорта мы поговорили с руководством АТП. В предприятии заверяют: несмотря на все сложности, говорить об исчезновении троллейбусов с астраханских улиц не приходится. – Конечно, можно говорить о некотором сокращении времени работы маршрутов, – рассказал исполняющий обязанности директора муниципального управления “Автобусно-троллейбусное предприятие” Яков Курбанов. – Это связано в первую очередь с сокращением субсидирования почти в два раза. Если раньше самый первый троллейбус возвращался в парк в 19.00, то сейчас, без учета пробок, этот показатель уменьшился на час. Однако после 17.00 троллейбусы должны работать: самые поздние и вовсе прибывают с последнего заезда в 7, а то и в 8-9 часов вечера. “Думали, не работаем?” В праздники троллейбусов было почти не видно – то ли из-за обледеневших в непогоду проводов, то ли День народного единства отмечали... В среду снова сюрприз: что-то случилось на подстанции, и с утра напряжение на сети работает только до парка: по ул. Савушкина троллейбусы не ходили. В качестве эксперимента я прокатился на одном из астраханских троллейбусов и посмотрел, действительно ли в салоне пусто. Ждать троллейбус пришлось действительно долго – за 15 минут мимо прошло с десяток маршруток, пока подошел “рогатый”. Троллейбусы снова обзавелись кондукторами: раньше пассажиры платили за проезд на выходе водителю. Нарочно даю за билет сторублевку: утро, ездят на троллейбусах единицы – вряд ли будет сдача. Кондукторша улыбнулась: “Сдача со ста рублей? Конечно, будет, почему нет. Думали, мы не работаем совсем?”. Салон, поначалу пустой, постепенно заполнился людьми – к Жилгородку мы подъехали в почти наполовину заполненном троллейбусе. Ожидая увидеть одиноких бабушек, встретил молодую пару, студента, спешащую на работу женщину (странно, что она выбрала троллейбус), среднего возраста мужчин. Лишь почти в конце маршрута в салон зашли два пенсионера. Причина в дорогах В других регионах троллейбусы, наоборот, пользуются сравнительно большой популярностью у пассажиров. Волгоградские собратья “рогатых астраханцев”, например, если и не набиты под завязку, то вполне могут конкурировать с маршрутками в битве за пассажиров. В Астрахани же даже при минимальном тарифе за проезд мало кто садится в троллейбусы. И причина тому – неблагоприятная транспортная инфраструктура города. – В Волгограде совершенно другая ситуация: город построен таким образом, что маршруты более протяженные и проходят по широким проспектам, – комментирует Яков Курбанов. – Для Астрахани с ее узенькими улочками использование троллейбуса попросту неудобно. Аварии, пробки на дорогах, засилье и без того нагруженных улиц транспортом – все это мешает неповоротливому троллейбусу конкурировать с юркими и более компактными маршрутками. Не без оснований сложилось мнение, что на троллейбусе из точки А в точку Б будешь добираться целый день. Крик души Возможное исчезновение троллейбусов с астраханских улиц обсуждается уже не первый год. В январе 2013-го мэр Михаил Столяров заявил, что этот транспорт неактуален и администрация города не планирует выделять новые деньги из бюджета на закупку новых машин, а износившиеся вовсе должны постепенно уйти в утиль. В качестве альтернативы устаревающим троллейбусам предлагали закупить 200 новых автобусов. Потеснить троллейбусы должны были закупленные в Волгограде оранжевые автобусы – так называемые Volgabus’ы. После нашумевшего заявления астраханские блогеры организовали акцию в поддержку троллейбусного транспорта. Около 25 человек вышли на конечную останову возле стадиона и с песнями и шариками прокатились на троллейбусе по маршруту № 2. Инициатором выступил блогер Владимир Окороков. – Покупкой билетов мы поможем предприятию финансово, – объяснил активист. – Реально поможем, кто там, кроме нас, еще поедет. А заодно и привлечем внимание к проблеме. На следующий день сотрудники “Автобусно-троллейбусного предприятия” (АТП) начали сбор подписей в поддержку МУП. Письмо с просьбой выделить дополнительные деньги – последний крик души – водители и кондукторы троллейбусов отправили Владимиру Путину. “Возим воздух” Кстати, в прошлом году в соцсетях мы спросили жителей города, нужны ли им троллейбусы. Из полутора тысяч откликнувшихся лишь 33% согласились с тем, что троллейбусы “реально спасают”, а 66% признались, что даже и не заметят исчезновения “рогатого” транспорта. – Понимаете, вот горожане жалуются: почему троллейбусы не ходят после 5 вечера? А сами на них практически не ездят, – сетует Яков Курбанов. – Получается, что мы просто-напросто возим воздух. Не секрет, что троллейбусы не популярны среди астраханцев: ими пользуются в основном пенсионеры, которым некуда спешить, а молодежь предпочитает маршрутки. 30 октября на линии произошла новая неприятность – отключили за неуплату электричества подстанцию, обслуживающую участок сети в районе “Ж/д вокзал – Центральный стадион”, рассказывает один из работников предприятия. На несколько дней остановилось движение троллейбусов по улице Савушкина, застрявшие машины пришлось вытаскивать специальным тягачом. Пока подстанцию не включили, на линии работали шесть машин: три на маршруте №1а и три на маршруте №2. Живучие и стойкие За последние 4 года финансирование “Автобусно-троллейбусного предприятия” сократилось почти в два раза. Из 63 с половиной миллионов рублей, выделенных предприятию в 2011-м, в этом году остались лишь 34 миллиона. Уменьшение дотаций сказывается и внешне: астраханцы поговаривают о предстоящих ноябрьских увольнениях сотрудников АТП. – Действительно, финансирование с каждым годом урезается, – подтверждает и.о. директора. – Однако могу заверить: астраханские троллейбусы были, есть и будут. Другое дело, что мы пытаемся как-то оптимизировать расходы: уменьшается количество маршрутов, время работы рейсов. Возможно, действительно придется сократить часть сотрудников в ноябре. Но хочу подчеркнуть: повышение тарифа в ближайшем будущем не предвидится. Разве что во втором квартале 2015-го, когда подорожает проезд на всех видах транспорта, включая маршрутки: тогда и мы подтянемся, и то лишь на 1-2 рубля, не больше. В АТП нам сообщили, что на данный момент в штате находятся 207 человек, ни один из сотрудников пока не уволен. В предприятии добавили, что раньше на 25 троллейбусах работало 250 человек, сейчас же это соотношение – 15 к 207. Хроника астраханского троллейбуса 1 января 2010 г. —повышение цены за проезд с 8 до 9 рублей 1 сентября 2012 г. – на 3-х маршрутах (1, 1а и 2) – 25 машин 26 октября 2012 г. – количество машин на маршрутах сокращается до 12 1 ноября 2012 г. – цену за проезд поднимают с 9 до 10 рублей 29 января 2013 г. – мэр М. Столяров заявляет о неактуальности троллейбусов: от закупки новых машин отказываются, вместо них планируют заказать 200 автобусов 3 февраля 2013 г. – астраханские блогеры проводят акцию в поддержку троллейбусов 4 февраля 2013 г. – сотрудники собирают подписи к письму о финансовой помощи В. Путину 15 февраля 2013 г. – губернатор А. Жилкин в твиттере опровергает исчезновение троллейбусов с астраханских дорог 28 февраля 2013 г. – руководство АТП планирует закрыть маршрут № 2 с 1 марта, затем отменяет решение 11 декабря 2013 г. – на сутки прекращается работа маршрута № 2 из-за отключения энергии. “Когда вы в последний раз ездили на троллейбусе?” Иван Ярема, фотограф: – Примерно два года назад. По простой причине – я живу на Казачьем. А туда “рогатые” не ходят. Да если бы и ходили, то ездил бы на них только в крайнем случае: слишком уж медленные. Екатерина Стабредова, event-менеджер: – Даже и не помню, когда ездила. Возможно, никогда. Или в далеком детстве. Я всегда жила в центре, ходила пешком до школы, а потом уже появились маршрутки и для центра это намного удобнее. И кстати, в Европе мне очень понравились местные трамваи, они там милые, не то, что наши троллейбусы-развалюхи. Даже садиться в них страшно. Дельмар Мухамедов, администратор: – Лет пятнадцать назад. По-моему, троллейбусы сейчас – не конкуренты маршруткам. Они габаритные, несовременные, неповоротливые. И очень медленные. Кроме того, они сильно затрудняют движение другого транспорта. Елена Авдеева, сотрудница РЖД: – На троллейбусе ездила так давно, что уже и не помню когда. Причина в том, что единственный оставшийся маршрут троллейбуса (на самом деле их два – “АВ”) не совпадает с моим. Да и мобильность электротранспорта оставляет желать лучшего... Скорее доеду на маршрутке или, на худой конец, автобусом. А вот муж иногда ездит по рабочим делам в течение дня. Он даже любит троллейбусы и автобусы. Говорит – просторно! И моя мама, которая живёт в селе, любит троллейбусы и, когда приезжает в Астрахань, старается на них проехать. Наталья Рузмикина, фрилансер: – Моя последняя поездка на троллейбусе состоялась несколько месяцев назад. Надо было доехать от железнодорожного вокзала до района завода АТРЗ. Прождала несколько минут маршрутку, а когда подошел троллейбус, вдруг вспомнилось детство и нахлынула ностальгия. Поэтому решила добираться на нём, но это оказалось очень и очень долго, поэтому больше такого желания не возникало. Хотя, возможно, этот вид транспорта более безопасный, ведь водители троллейбусов в борьбе за каждого пассажира не идут на нарушения ПДД. Александр Комошенков, строитель, 25 лет: – В последний раз это было в детстве, причем я ездил НА троллейбусе в прямом смысле. Когда транспорт отходил от остановки, мы с пацанами цеплялись за лестницу сзади и добирались до нужного места или просто катались. Это было для нас такое увлекательное занятие, что нас собиралось и по пять человек. Когда мы видели, что кондуктор или водитель заметили нас и троллейбус останавливался – мы разбегались врассыпную. Сейчас мне смешно это вспоминать, но и неловко, ведь родители давали нам деньги на проезд. Зимой мы цеплялись за “Газели”, усевшись на корточки, и с ветерком проезжали две-три остановки. Правда, до первой кочки. По мне, так на “Газелях” все-таки удобней, во-первых, маршрут какой хочешь, во-вторых, они через каждые три-пять минут идут. Хотя бабушка моя их собачьими будками называет. Петр Бисикенов, 56 лет, водитель: – Ой, сейчас и не вспомнишь, когда это было. Лет 20 назад, но так давно не потому, что я их не люблю, а потому что сам долгое время проработал водителем автобуса, а на выходных ездил на легковушке. Но “Газели” и их водителей я не люблю, однозначно. Водители не соблюдают правил, не пропускают пешеходов, лезут не в свой ряд, еще и не по маршруту могут поехать – никакого уважения на дороге! И в маршрутку с сумками не залезешь, тесно. А если еще стоящие пассажиры – это вообще бардак, все друг на друге.