Иранский дефицит. Портовики потеряли на санкциях
Астраханские порты за год потеряли больше половины объемов грузооборота в направлении Ирана. Причиной стали западные экономические санкции. Выход власти и портовики видят только в политических решениях. Впрочем, для роста оборота портам надо также увеличивать складские помещения и углублять Волго-Каспийский канал. Ядерный корень зла В Астраханской области произошло снижение показателей годового грузооборота морского транспорта более чем в два раза: с 6 млн тонн в 2012 году до 2,7 млн тонн грузов в 2013 году. Об этом было заявлено на совещании членов совета директоров российской Ассоциации морских торговых портов. Причиной падения грузооборота стали санкции, сообщил министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Сергей Кржановский. Санкции Запад ввел против Ирана в ответ на активизацию в 2012-2013 годах ядерной программы этой страны. В руководстве федеральной Ассоциации морских торговых портов заверяют, что знают о проблеме. “Операторы морских терминалов каспийского бассейна переживают непростые времена из-за разных политических обстоятельств”, – описал ее исполнительный директор ассоциации Серик Жусупов. Портовики и местные власти проблему осознают, но повлиять на ее разрешение напрямую не могут. Остается ждать политических решений на высшем уровне. Есть надежда, что к увеличению грузопотока приведет меморандум, подписанный между правительствами Российской Федерации и Исламской Республики Иран, который в сентябре должен превратиться в соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов в Россию, – высказался губернатор Александр Жилкин. Каспий обещает обмелеть На увеличение грузопотока позволяют рассчитывать и хорошие деловые контакты с соседями по Каспию, заверил министр Сергей Кржановский. Однако действительно значительного увеличения пока не предвидится по вполне неполитическим причинам. Требуется решить проблему снижения проходной осадки Волго-Каспийского морского судоходного канала. ФГУП “Росморпорт” ежегодно проводит ремонтные работы для поддержания габаритов канала, вынимая со дна примерно 2-3 млн кубометров земли в год. Однако этого мало, констатируют областные чиновники. “Учитывая негативное изменение габаритов канала в условиях понижения Каспийского моря и маловодности Волги, – перечислил Сергей Кржановский, – необходим целый комплекс мер”. Ведь, по его данным, к 2020 году уровень Каспия так понизится, что нужно задействовать намного большее количество современной дноуглубительной техники. Пока этого нет – областные власти предлагают федеральным создать рабочую группу из числа представителей Минтранса, “Росморпорта”, ученых. Еще больше мощности Наконец, для загрузки терминалов требуется увеличение портовых мощностей и их модернизация. При этом суммарная мощность портов “Астрахань” и “Оля” составляет 11 млн тонн в год, уверяет Сергей Кржановский. Источники в портовых компаниях раньше называли цифру примерно в половину меньше – “в 2012-м порты были заняты почти под завязку”. В настоящее время в Астраханской области работают 22 стивидорные компании, в границах консолидированного порта “Астрахань” находятся 20 портовых терминалов, суммарная длина причальной стенки – около 7 км. Из них 16 оперируют генеральными грузами и контейнерами, два – перевалкой серы, два предназначены для перевалки нефти и нефтепродуктов. Общая площадь складов – больше 200 тысяч кв. м. Всего за последний год, по данным областного правительства, в порт “осуществлено около 13 тысяч судозаходов”.