Два часа с Казарновской. Незабываемое эротическое путешествие
Концерт? Театр одного актера? Шоу? То, что показала примадонна мировой оперной сцены Любовь Казарновская в программе “Дорога любви” 9 июня в Астраханском театре оперы и балета, очень трудно передать словами. Но я постараюсь. Аншлаг! Но сначала, как водится, о нас любимых, о зрителях. Не скрою, было приятно видеть заполненный до отказа зал. На концерте легендарного Б.Г. в старом здании театра были проплешины. Доросли до высокого! И билеты для Астрахани не из дешевых – от 500 до 3000 рублей. Что отрадно – явилась не только старая музыкальная гвардия, из числа почтенных постоянных зрителей, было и очень много молодежи. И примадонна, появившись на сцене, порадовалась вместе с нами – за новый театр. – Роскошный театр! Поздравляю вас с таким потрясающим событием – возрождением оперных постановок и незабываемой волжской энергетики! Энергетика – это о нашей землячке Максаковой и Шаляпине, постоянном гастролере. А ведь чего только не говорили о нашем театре: вбухали такие деньги, а зачем? И акустика, мол, тут неважная, и якобы Гергиев из Мариинки морщился при открытии. Но заподозрить Любовь Казарновскую в некомпетентности, как я убедилась, невозможно. Это не просто потрясающая певица с уникальным голосом – как пишут во всевозможных музыкальных энциклопедиях, “у нее мощное, глубокое, великолепно управляемое сопрано, выразительное по диапазону”. Это, оказывается, и доктор наук, профессор. Не случайно в последнее время ее все чаще приглашают во всевозможные жюри на музыкальных передачах, и, пожалуй, именно она превращает их из развлекательных в познавательные. Кстати, и этот концерт-театр-шоу стал самым роскошным музыкальным ликбезом в моей (и, думаю, не только) жизни. Представьте певицу, которая так же замечательно и завораживающе говорит и движется, вдохновляемая музыкой, как и поет, – это и есть Казарновская. О “штучке” Мусоргского Понимаю, что невозможно переложить все это чудо звука и пластики на бумагу. (Кстати, музыкальное сопровождение тоже было на высоте: поддерживали Казарновскую две Анны – Кривцова и Снежина – пианистка и скрипачка.) Собственно, все это действо о любви. Не о Любови Казарновской, а о той самой любви, которая всегда рядом, но кто-то видит ее, а кто-то нет. И на этом концерте казалось, что вот она, вот. Мы видели, как любили итальянцы, испанцы, русские. От музыки барокко до Мусоргского, а в финале, конечно же, наши прославленные романсы: “Ямщик, не гони лошадей”, “Хризантемы в саду”, “Только раз...”. И при этом Казарновская не только поет, но и рассказывает – как рождалась та или иная мелодия. Вот, например, вы знали, что “эту штучку” Мусоргского, как говорит певица, “Блоху” композитор писал для женского голоса? Звучит “Блоха” в ее исполнении, и на сцене “оживает” Шаляпин. Нет, Казарновская не подражает Шаляпину, у которого всю жизнь училась, – она как бы подмигивает ему. Так и кажется, что он стоит рядом и ему чертовски нравится все происходящее. Оказывается, у певицы и Шаляпина “общие корни” – Казарновская училась у его аккомпаниатора Надежды Малышевой-Виноградовой. Может быть, мне показалось, но, пожалуй, и шоу было выстроено как любовная история – прелюдия, кульминация чувств и такая длительная упоительная развязка. Кульминация – это, конечно, Кармен. Эту оперу “освистали, назвали пошлой” при жизни Безе. А между тем Безе был и поэтом! Когда его спросили, для какого голоса написана Кармен, он ответил: “Для эротического”. Вот этот неповторимый эротичный голос Казарновской мы и слышали на концерте. Музыковеды твердят, что у Казарновской – сопрано (и действительно, она поет Татьяну, Саломею, Виолетту, Тоску), но партия Кармен все же для более мощного, грудного, бархатистого голоса – меццо-сопрано. Так что диапазон голоса певицы впечатляет, но еще больше – неповторимый тембр. “Возьмите мое колечко!” На этом великолепном шоу было много удивительного. Обычно до мощных выдохов “Браво!” зрители дорастают ближе к финалу, сначала – вдох, поглощение этой мощной энергетики. Но на этот раз “Браво” зазвучало при первых же ариозо, и первые цветы оказались на сцене тогда же. После концерта Казарновская еще целый час не уходила со сцены: подписывала диски, фотографировалась со зрителями, еще что-то рассказывала, шутила. Потрясла одна зрительница. Она сняла с пальца оригинальное колечко, протянула Казарновской и сказала: – Цветы завянут, возьмите, пожалуйста, мое колечко! Наверное, такое у примадонны было впервые. – Роберт! Иди сюда! – тут же окликнула она мужа. – Посмотри, что мне подарили! Это чудо! Роберт Росцик – австрийский продюсер, вместе они почти четверть века. А скоро, наверное, будут гастролировать втроем – сын Андрей, будущий скрипач, учится в консерватории. К концу этого второго за вечер шоу – со зрителями – я, признаться, подустала, а Казарновская была так же энергична, улыбка не сходила с лица. А ведь концерт шел без антракта – “Дорога любви” с перерывами воспринималась бы, наверное, иначе... Поэтому мой первый вопрос был, конечно же, о том, где она черпает энергию. – У меня такое чувство, что на концертах я как будто улетаю в другие миры, я не здесь, – призналась певица. – Поэтому каждое исполняемое мной произведение – вещь сакральная. Так что слушайте Казарновскую, заряжайтесь ее энергией!