Повод объединиться. Разработан единый документ о государственно-частном партнерстве
Недавно российское правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект “Об основах государственно-частного партнерства в РФ” (ГЧП)Документ подразумевает, что бизнесу, желающему посотрудничать с государством, будут предоставлены определенные преференции.
Имущество как бонус
В рамках ГЧП можно строить абсолютно разные объекты – больницы, детские сады, санатории, спорт-комплексы, заводы и т.д. Частных партнеров будут отбирать на конкурсной основе. На что же может рассчитывать бизнес в случае заключения соглашения о ГЧП? В законопроекте говорится, что частный инвестор имеет право на возмещение убытков в размере реального ущерба или упущенной выгоды, причиненных в результате незаконных действий или же бездействия государственных органов и органов местного самоуправления, в части исполнения обязательств публичного партнера в рамках соглашения о ГЧП.
Также госпартнер, согласно документу, должен предоставить частной компании имущество (в том числе и земельный участок) или право использования интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение, доменное имя и т.д.), то есть в конкретном случае предусмотреть для бизнеса дополнительные преференции, льготы. В свою очередь государственный, региональный и муниципальный орган имеет право контролировать соблюдение соглашения другой стороной.
Законопроект устанавливает для бизнеса возможность изменить соглашение о ГЧП в случае изменений федерального и регионального законодательства, ухудшающих положение частного партнера (предпринимателя), таким образом, чтобы имущественные и финансовые интересы частного партнера были соблюдены. В обязанности же частного партнера входят полное или частичное финансирование, эксплуатация и (или) техническое обслуживание объекта соглашения о ГЧП. А также одно или более из этих обязательств: разработка и согласование проектной документации, создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, реконструкция этого самого объекта. В соглашении о ГЧП можно будет установить передачу права собственности на объект этого соглашения от одной стороны к другой.
Детсадовский размах
Между тем в российских регионах не стали дожидаться, когда появится федеральный закон о ГЧП, и разработали свои документы, касающиеся этого вопроса. По словам экспертов, сделали это в более чем 60 субъектах страны. Правда, их нормотворчество в части ГЧП нередко носит рамочный характер, а иногда и вступает в противоречие с федеральным законодательством. В нашем регионе также действует закон “О государственно-частном партнерстве в Астраханской области” от 26 августа 2010 года. Там прописывается, как именно правительство АО может поучаствовать в соглашениях о ГЧП: предоставить средства из регионального бюджета на определенных условиях для реализации этих соглашений, предоставить бюджетные ассигнования частному партнеру с правом государственной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала частного партнера, государственные гарантии.
Как сказали “АВ” в министерстве экономического развития Астраханской области, в нашем регионе на данный момент реализуется один проект на основе государственно-частного партнерства – строительство 31 детского сада. Срок окупаемости – около 10 лет. Взаимодействие будет идти следующим образом – частный партнер строит необходимые объекты , а потом передает их в аренду межмуниципальному хозяйственному обществу для размещения образовательных учреждений и производит техническую эксплуатацию объектов в течение всего срока реализации проекта (15 лет). Интересный момент – по условиям данного соглашения о ГЧП все строительные работы должны провести компании, зарегистрированные на территории нашей области, и преимущества должны отдаваться региональным подрядчикам. Это не может не радовать, потому что, к примеру, муниципальные (региональные) заказы по строительству нередко уходят иногородним фирмам, а местные компании остаются не у дел.