1,77 млрд рублей потратили на оплату труда астраханских чиновников. Уникальное исследование
Об интересных идеях члена региональной Общественной палаты (ОП), советника губернатора области Станислава Миронова (на фото) мы писали не раз. На недавнем заседании совета ОП С. Миронов озвучил новое предложение, касающееся эффективности бюджетных расходов, выделяемых на оплату труда чиновников, работающих в органах региональной власти и местного самоуправления. Иными словами, советник губернатора проанализировал, насколько астраханские чиновники оправдывают свои зарплаты.
Скромное обаяние бюрократии За основу расчетов Станислав Миронов (на фото) взял данные по оплате труда астраханских “белых воротничков” за 2014 год, поскольку полная статистика за 2015 год станет известна лишь через несколько месяцев. По сведениям Минфина РФ, фактические расходы на оплату труда органов госвласти и местного самоуправления (ОГВ и МСУ) Астраханской области составили 1,77 млрд рублей. Автор исследования задался вопросами: экономно это или расточительно и насколько эффективно израсходованы эти средства? Для ответа на них он подобрал 22 региона, сопоставимых с нашим по двум критериям: плотность населения (“в регионах с примерно одинаковой плотностью населения численность работающих в ОГВ и МСУ и расходы на их оплату труда в расчете на одного жителя должны быть примерно одинаковы”, – поясняет автор) и близость среднемесячной начисленной зарплаты всех работающих в регионе, так как от нее зависит и среднемесячная зарплата чиновников. Проанализировав эти критерии статистическими методами (с учетом поправочных коэффициентов, сглаживающих разброс по плотности населения и зарплате между регионами), С. Миронов пришел к выводу, что из 22 сравниваемых регионов наиболее экономной в смысле расходов на оплату труда чиновников является Кемеровская область (расчетный показатель с учетом поправочного коэффициента – 987 рублей на душу населения в год), а наиболее “расточительной” – Костромская область (2334 рубля). Наш регион в этом своеобразном рейтинге занял высокое шестое место (1372 рубля). Таким образом, полагает автор анализа, деньги на зарплаты чиновников в нашем регионе расходуются достаточно экономно. Астраханская высота Для ответа на второй вопрос Станислав Миронов предлагает ввести понятие “эффективность бюджетных расходов” – эффект, достигнутый в результате их осуществления, то есть реальных трат. Он базируется на оценке качества деятельности региональных органов госвласти и местного самоуправления, определенной Минэконмразвития РФ по специальной системе критериев. Здесь мы на высоте – по итогам 2014 года Астраханская область с 52,3 балла – первая среди “подопытных” 22 регионов. Для сравнения: замыкающая рейтинг Курганская область набрала всего 21,6 балла. “Можно было бы ожидать, что регионы с большими расходами (Костромская, Тверская области) должны иметь и более высокую оценку качества работы. Однако в действительности при высоких бюджетных расходах оценка их деятельности далеко не адекватна (соответственно 14-е и 20-е место)”, – отмечает автор исследования. С таким “эффектом” Астраханская область, соответственно, имеет и наибольшую из 22 регионов эффективность расходования бюджетных средств на оплату труда государственных и муниципальных служащих. Стандарты нам помогут? На основе проведенного анализа, полагает советник астраханского губернатора, чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств на зарплаты чиновников, было бы целесообразно на уровне Минфина РФ установить определенные “стандарты” (в баллах, стоимость одного балла выражена в рублях) эффективности для каждой группы регионов. При этом территории, осуществляющие бюджетные расходы с более высокой эффективностью (в нашем примере это – Астраханская, Кемеровская области, Республика Башкортостан), получали бы поощрительные суммы до уровня заданного “стандарта”, а регионы , не достигшие “стандарта”, через систему межбюджетных отношений ограничивались бы в расходах на оплату труда ОГВ и МСУ. В итоге можно будет сэкономить значительные бюджетные средства. По расчетам автора анализа, в случае внедрения этих стандартов экономия по 22 анализируемым регионам исходя из данных за 2014 год составила бы 18,4 млрд рублей, а по 74 дотационным субъектам федерации – 54,1 млрд руб. При этом за счет высокой эффективности фонд оплаты труда астраханских чиновников мог только увеличиться. “Внедрение стандартов понудит регионы либо экономить бюджетные расходы на оплату труда, либо обеспечивать более высокие результаты в своей деятельности”, – уверен С. Миронов. Двенадцатикратное увеличение Как указывает автор исследования, в нем сделаны расчеты лишь по одному разделу бюджетной классификации (“Общегосударственные вопросы”) и только по одному направлению – по оплате труда. А всего аналогичных разделов бюджетной классификации – 12. “Если бы со стороны федеральных органов власти по каждому из направлений деятельности органов государственной власти была бы дана балльная оценка качества их работы, то можно было бы рассчитать эффективность бюджетных расходов в комплексе, установить соответствующие стандарты и обеспечить разумную экономию бюджета”, – констатирует Станислав Миронов. В настоящее время Общественная палата Астраханской области готовит письмо в правительство РФ с просьбой рассмотреть предложения по повышению эффективности бюджетных расходов на оплату труда чиновников с целью их возможного применения.