Карты в руки. Visa и MasterСard россиянам заменят на НПС

08.04.2014 07:33 Экономика
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

08.04.2014 11:33

Национальная платежная система заработает не раньше, чем через пару лет

 

Российская платежная система, которая создаст для россиян альтернативу картам Visa и MasterCard, должна появиться в течение ближайшего месяца. Принять все необходимые решения Центробанк и правительство обязал президент РФ Владимир Путин. Эксперты по финансам поделились с Каспий.инфо мнением о перспективах нововведения, которое коснется большинства жителей Астраханской области.

АСТРАХАНЬ-НОВОСТИ-ЭКОНОМИКА-ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТОЧКИ

БезVISAвый режим

Распоряжение о создании национальной платежной системы (НПС) президент подписал 25 марта, спустя несколько дней после введения санкций Евросоюзом и США против крупных российских чиновников и бизнесменов. Тогда же западные платежные системы перестали обслуживать карты АКБ “Россия”, “СМП-Банка”, “Собинбанка” и “Инвесткапиталбанка”.

Речь идет о создании российского аналога международных систем Visa и MasterСard.

Сбербанк предложил разрабатывать платежную систему на основе уже функционирующего с 2010 года ОАО “Универсальная электронная карта” (УЭК) – дочерней структуры банка. Однако представители Центробанка заявили, что целесообразнее будет сделать систему напрямую подконтрольной государству.

Граждан хотят обязать переводить деньги с одного счета на другой только на территории России. Зарубежным платежным системам, как и отдельным банкам, для работы в РФ придется обязательно подключаться к национальной системе.

Скорее всего, заявили на прошлой неделе представители Центробанка, для поездок за границу внутренняя платежная карта годиться не будет, придется держать при себе традиционные Visa или MasterСard.

Первыми на российские карточки правительство собирается перевести бюджетников.

Чип спешит на помощь

– Предложения о создании собственной платежной системы уже звучали несколько лет назад, но тогда они не получили поддержки, – рассказывает нашему корреспонденту аналитик инвестиционного холдинга “Финам” Антон Сороко, – теперь политические риски делают этот проект экономически целесообразным.

Затраты на разработку будут существенны, как минимум несколько миллиардов долларов, полагает аналитик, а процесс полного внедрения может занять годы. «Таким образом, отказ от сотрудничества с Visa и Master Card выглядит на текущий момент невозможным», - уверяет Антон Сороко.

По мнению аналитика, для конечного потребителя разработка национальной платежной системы может вылиться не только в необходимость иметь несколько банковских карт – для России и зарубежных поездок, но также в «повышение стоимости банковских услуг из-за повышения финансовой нагрузки на кредитные организации».

В компании БКС “Премьер” также считают, что создание НПС “с нуля” сопряжено с большими сложностями.

– Реальные сроки только ее создания – два-три года, – предполагает директор астраханского филиала компании Владимир Ларионов. – Еще пара лет потребуется для того, чтобы ее внедрить: позиции ведущих международных платежных систем прочны, вряд ли банки будут охотно отказываться от них в пользу НПС. Кроме того, люди настороженно относятся даже к позитивным нововведениям, поэтому системе в любом случае потребуется время, чтобы зарекомендовать себя.

Американских товаров станет меньше

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга “Финам”:

– Самые негативные для российской экономики санкции, к которым могут прибегнуть США и ЕС, – сокращение торгового сотрудничества. Вероятность велика в отношении США, но намного ниже в отношении ЕС – из-за огромного объема сотрудничества. Стоит учитывать, что представители бизнеса Европы категорически против любых ограничений, а это транснациональные концерны, чей голос вполне может быть услышан.

Наиболее вероятные меры – расширение точечных санкций против высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, сворачивание сотрудничества в сфере ВПК и общее давление по всем информационным каналам. Сокращение доли российских энергоресурсов в ЕС возможно, но не в перспективе двух-трех лет. Необходимы инвестиции в транспортную инфраструктуру, которые невозможно сделать одномоментно. А вот в перспективе 10-15 лет такое развитие событий кажется логичным.