Карта безопасности: мошенники ушли в онлайн
Жители Астраханской области все чаще становятся жертвами преступников, которые охотятся за деньгами, хранящимися на банковских картах. Только в октябре стало известно как минимум о двух новых случаях подобного мошенничества в Астрахани. Жительнице Ленинского района позвонили якобы из Пенсионного фонда, пообещав дополнительные выплаты, но для их получения требовалось назвать номер и пароль от карты. В итоге женщина лишилась 300 тысяч рублей. Вторая жертва попалась на ту же удочку, но потеряла меньше – всего 18 тысяч рублей. О необходимости соблюдать меры элементарной безопасности сотрудники банков говорят давно, и эти рекомендации приносят свои плоды. Если в 2015 году на каждый миллион рублей, переведенный с карт, мошенникам доставалось 28 рублей, то в прошлом году – 21 рубль. «Комсомольская правда» по данным Центрального банка, подготовила своего рода инструкцию по противодействию мошенникам. Мошенничество 1 Этот метод основан на доверчивости людей. Клиентам банков на телефон приходят сообщения о блокировке карты и требованием срочно позвонить по указанному номеру. Естественно, к банку он отношения не имеет, и все инструкции по «разблокировке» на самом деле являются инструкцией по переводу денег на счета мошенников. Что делать? Ни в коем случае не звонить по номеру из смс. На вашей карте есть настоящий телефон банка – обратитесь по нему и сообщите, что вашу карту пытаются взломать. Мошенничество 2 Эта схема родилась вместе с распространением Интернета и набрала еще большую популярность с появлением смартфонов. На электронную почту или мессенджер приходит письмо с файлом с заманчивым названием, в котором на деле содержится вирус. Он похищает ваши логины и пароли, а мошенники – деньги. Что делать? Самый простой ответ – не переходить по ссылкам с неизвестных адресов и номеров, а также следить за свежестью антивирусных программ. Мошенничество 3 Этот метод можно назвать самым технически сложным – преступники не ограничиваются «персональной» работой, а создают целые сайты, копирующие известные интернет-магазины. Не совпадают обычно один-два символа в адресной строке, ну и товаров, естественно, никто вам не пришлет. Что делать? Быть внимательнее. Проверять адреса сайтов, на которых делаете покупки, на правильность написания и особенно наличие буквы «s» в «https://», которая обозначает защищенный канал связи. Позвоните родителям! Все больше пожилых людей пользуются картами и становятся жертвами мошенников. Так что от родственников требуется подробно объяснить доверчивым пенсионерам, как себя вести, чтобы не лишиться денег. «Эта категория граждан оказывается привлекательной для злоумышленников. При получении сообщений от незнакомцев, они не должны верить им на слово. Лучше сначала позвонить родным и близким людям и посоветоваться с ними», – считает заместитель начальника Главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев. Защити себя сам Дать отпор преступникам, претендующим на ваши деньги, каждый может и самостоятельно. Для этого стоит запомнить лишь несколько простых советов
Если необходимо снять наличные, лучше сделать это в офисах банка. Запишите в память телефона номер банка: при необходимости вы сможете оперативно заблокировать карту. Не записывайте ПИН-код, держите его в своей голове. В крайнем случае – пусть запись будет дома, а не в одном кошельке с картой. Не скупитесь на смс-оповещения. Стоит услуга недорого – 30–60 рублей, зато позволяет оперативно отслеживать все расходы. Никогда не открывайте ссылки и файлы от подозрительных отправителей. Покупая что-то в Интернете, пользуйтесь специально заведенной для этого картой, на которой будет только та сумма, которая нужна для покупок. При покупках на сайтах обратите внимание на его адрес. Доверять стоит тем, у кого адрес начинается с https://, где «s» обозначает защищенный канал связи. Еще несколько советов по безопасности пользователям Фейсбука во время недавней прямой линии дал Артем Сычев. «Мошенники изобретательны и идут в ногу со временем. Сообщения или письма по электронной почте они могут слать от ваших контрагентов: банков, операторов телекоммуникаций, государственных органов и т. д. Цель – заставить вас открыть файл или ссылку на вредоносную программу, которая потом загружается на ваше устройство. Главная «отмычка» – обманным путем завоевать доверие, которое потом используется как плацдарм. Сейчас, например, это спам организованных преступных группировок, персонализированный «под интересы» человека. Вы специалист по информационной безопасности? Ознакомьтесь, пожалуйста, с прайс-листом на такие услуги… И, наконец, главный вопрос – что делать, если с вашей карты похитили деньги? «Согласно закону о национальной платежной системе, банк обязан вернуть клиенту деньги. Отказаться возвращать их банк может в том случае, если докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа (например, хранил ПИН-код вместе с картой или сам сообщил злоумышленникам свои данные)», – пояснили «Комсомольской правде» в пресс-службе Банка России.