"Могилы роют уже практически на дороге": кладбища Астрахани переполнены
Внезапно выяснилось, что в России перестало хватать кладбищ и крематориев. И Астрахань — не исключение. Основной причиной нехватки назван закон «О похоронном деле», который не позволяет частному бизнесу подключаться к строительству крематориев и кладбищ. Недавно эту ситуацию предложили изменить на законодательном уровне.
Открыли девять лет назад
В Астрахани всего четыре официальных православных кладбища и одно мусульманское. Это не считая окраинных погостов, которые застраивались стихийно еще с достопамятных времен. Православные все без исключения переполнены, они разрослись до гигантских размеров. Даже городское кладбище № 4, открытое для захоронений в 2015 году.
Несмотря на статус муниципального, оно построено не на территории облцентра, а близ села Карагали Приволжского района. Необходимость его строительства была обусловлена тем, что территории погостов на ул. Рождественского, Весенней (Трусовское кладбище № 3) и Старое кладбище себя исчерпали. Последнее закрыто вовсе, а два других используются в основном для подзахоронений.
Много жалоб
За все время функционирования кладбища № 4 на него было больше всего жалоб. Люди продолжают высказывать свои недовольства и сегодня. Главным образом, на невозможность добраться до погоста на общественном транспорте, убитую дорогу, мусор, отсутствие ограждения, из-за чего на могилы заходят коровы, овцы и козы, а также на то, что часть надгробий проваливается, якобы потому, что бугор не природный, а насыпной, а значит, место под кладбище изначально было выбрано неправильно. «Поезжайте и посмотрите сами», - сказали нам читатели. Так мы и сделали.
«Возить некого»
Первое, что поразило — это абсолютное безлюдье. Кроме двух кладбищенских работников и прибившегося к ним пса, не было ни души. У центрального входа — обшарпанная остановка без расписания движения общественного транспорта да деревянный туалет. И ни одной лавочки. «А кого возить-то? Народа вообще нет», - недоумевают работники кладбища, которые согласились поговорить с корреспондентами «КаспийИнфо».
По их словам, водитель часами ждет пассажиров, а их попросту нет. С перевозчиками на маршруте № 128 «Пл. Октябрьская – Городское кладбище № 4» и впрямь беда — мало кто хочет работать в убыток и гробить машину на раздолбанной дороге. Возможно, кто-то просто не знает, что туда ходит маршрутка. Ее запустили в марте этого года. На линии по контракту должны работать две машины.
Однако астраханцы, которые жалуются на невозможность добраться до кладбища, считают, что власти должны запустить туда муниципальный, а не частный транспорт, поскольку погост находится в ведении администрации Астрахани.
Альтернативных способов доехать до кладбища три: личный транспорт, сельская маршрутка и еще 3,5 км пешком и такси. Например, от Жилгородка таксисты берут сейчас 700 рублей в одну сторону.
Гробят грузовики
С дорогой, а вернее, с ее ремонтом, ясности пока нет. Работники кладбища рассказывают, что за девять лет дорожное полотно ни разу не ремонтировали. «Даже ямы не засыпали», - признаются они. Огромные выбоины делают, главным образом, 60-тонные «Шахманы» - тяжелые грузовики. Они перевозят грунт, который добывают в карьере неподалеку от кладбища. При этом в распоряжении редакции есть официальные ответы о том, что никаких карьеров в этой местности как бы и нет, и кто этим может заниматься — знать не знают. Это довольно странно, учитывая, что на карьер указывают и сами работники кладбища. Да и мы по дороге встретили три-четыре грузовика, груженных грунтом, а за одним из них ехали до самого Автогородка.
Дорога стоит на балансе городской администрации. Надеемся, что в скором времени ее приведут в нормативное состояние. Кстати, малочисленные заасфальтированные дорожки внутри кладбища тоже разбиты.
С цветами на рогах
Погост огорожен частично - только с двух сторон. Поэтому домашний скот часто заходит на кладбище, к возмущению родственников усопших. Люди жалуются, что животные разрушают могилы, оставляют после себя много отходов жизнедеятельности. «Скотина правда заходит. Но гонять нельзя, иначе она побежит и снесет всё на пути. Тут коровы с венками на шее и с цветочными корзинами на рогах были, чего только не увидишь», - признают работники кладбища.
Власти отсутствие полноценного забора объясняют тем, что кладбище с задекларированной площадью 32 га, - объект строящийся, а от набега животных частично защищает этот недозабор. Сейчас построена первая очередь в 10 га.
Почему проваливаются могилы
Работники кладбища говорят, что погост переполнен, могилы роют уже практически на дороге. Почему не строят вторую очередь, не знают. Здесь хоронят не только «городских», но и усопших из ближайших сел Приволжского и Камызякского районов. «Семь с половиной тысяч умерших лежат на кладбище первой очереди, и примерно две тысячи - на Безродном, где хоронят невостребованные трупы. Здесь и православные, и мусульмане — все вперемешку», - рассказали они.
Отдельно выделены сектора для захоронения участников ВОВ и СВО, почетных граждан. Последних мало — не более десятка могил, сектор практически пустой. Сейчас землю срезают с бугра, подсыпают. С жалобами на то, что из-за этого проваливаются могилы, работники кладбища не согласны. «Они на каждом кладбище проваливаются. Почва такая, дождями размывает», - считают они. Такая ситуация была прошлом году — из-за сильных дождей размыло грунт. Но в «Чистом городе» отчитались, что оперативно всё устранили, а в этом году таких случаев не было. По плану бугор будут срезать и дальше — до соединения с Безродным кладбищем на другом конце Алевчикова бугра.
Посещают редко
За поддержанием порядка на кладбище следит «Чистый город». Особого скопления мусора, зарослей камыша и сорной травы мы не увидели. Контейнеры есть, а мусор как раз вывезли перед нашим приездом. «Народу мало приезжает, поэтому мусора немного, вывозят по мере накопления», - объяснили наши собеседники.
В целом этот уже переполненный погост мало отличается от других — официальных и не официальных - в Астрахани. И проблемы везде схожие: они недостаточно благоустроены и ухожены. И объединяет их одно — погосты сильно разрослись и переполнены.