Что не так с дноуглублением около портов Астрахань и Оля. Счетная палата РФ обнародовала результаты проверки

сегодня, 21:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Счетная палата РФ проверила эффективность использования средств на дноуглубление Волго-Каспийского судоходного канала и пришла к выводу, что ФГУП «Росморпорт», которому выделялись на эти цели многомиллионные средства, недостаточно углубило дно. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

В 2022 году президент РФ поручил провести работы по углублению канала для достижения проходной осадки судов не менее 4,5 метров. «Проведенные Росморпортом дноуглубительные работы способствовали повышению уровня судоходства на канале. В 2023 году количество прошедших по каналу судов выросло на 17,4% по сравнению с 2022 годом, а валовая вместимость судов увеличилась на 38,6%. За четыре месяца 2024 года соответствующие показатели также выросли – на 53 и 42%», - отметили аудиторы СП.

Вместе с тем проверка показала: фактические глубины в акваториях ряда причалов морских портов Астрахань и Оля, расположенных в речной части канала, не соответствуют параметрам глубин и осадки судов, достигнутых по результатам его углубления. Соответствующие работы там не проводились. По мнению экспертов, это является сдерживающим фактором для дальнейшего развития судоходства на канале.

Аудиторы пришли к выводу, что предприятием были завышены данные по выполненным работам: в 2023 году должны были поднять со дна канала 4 885 тыс. куб. м грунта (условия предоставления субсидии), в отчетах ведомство заявило о выполненном объеме в 5 972 тыс. куб. м, тогда как согласно расчетам Счетной палаты, фактически достигнутое предприятием значение результата предоставления субсидии в 2023 году составило 4 088,2 тыс. куб. м. Таким образом, исходя из Правил предоставления субсидии, предприятию подлежит вернуть в федеральный бюджет 333,3 млн рублей (расчетно), сделала вывод СП. 

Счетная палата предложила Росморречфлоту провести собственную проверку эффективности использования субсидии, выделенной Росморпорту, и в случае установления фактов недостижения установленного результата потребовать возврата в федеральный бюджет субсидии в соответствующем размере.

В ходе проверки Счетная палата также обратила внимание, что стоимость дноуглубительных работ, проводимых силами собственного флота предприятия (199,9 руб. за 1 куб. м), значительно меньше стоимости аналогичных работ, осуществляемых сторонними организациями, привлекаемыми Росморпортом (от 550 до 800 руб. за 1 куб. м). При этом земснаряд «Донской-301», переданный организации в 2022 году для проведения работ по углублению канала, в 2023 году к указанным работам не привлекался.

В СП также подчеркнули, что фактические расходы на дноуглубление канала по итогам 2023 года составили 4,1 млрд рублей, в том числе 2,1 млрд рублей за счет субсидии и 2 млрд – за счет средств Росморпорта.

В 2024 году на проведение дальнейших работ по дноуглублению канала (в объеме 98 млн куб. м) для поддержания навигационных глубин, достигнутых в 2023 году, запланировано 5,1 млрд рублей. При этом за четыре месяца 2024 года утвержденные расходы на дноуглубление в объеме 419,1 млн рублей исполнены только на 13,6% (56,9 млн рублей).
«Недостаточный уровень организации работ по поддержанию уровня проходной осадки судов влечет риски повторного возникновения лимитирующих участков на канале, устраненных по итогам дноуглубительных работ в 2023 году», - резюмируют аудиторы.