С моторными маслами в России могут возникнуть серьезные проблемы
С 2025 году
В следующем году многие моторные масла в России могут оказаться нелегальными.
По словам участников рынка, в 2025 году большинство отечественных технических жидкостей останется без подтверждения качества - истекает срок трехлетних сертификатов, выданных зарубежными лабораториями до марта 2022 года.
Раньше исследования российских машинных масел проводили Международный комитет по стандартизации и апробации (ILSAC), Американский институт нефти (API), японская организация по стандартизации автомобилестроения JASO, Международное сообщество автомобильных инженеров SAE и прочие ведомства. Своих подобных лабораторий в России нет.
А после введения санкций получить сертификаты у зарубежных достаточно проблематично. Между тем, без сертификатов соответствия ни производить, ни продавать моторные масла нельзя. Даже для ряда госзакупок требуется наличие иностранных сертификатов или их аналогов. Российские марки масел занимают 80% отечественного рынка, и все они могут оказаться не удел.
В Минпромторге отмечают, что в России отсутствует полноценная испытательная база и единые требования для проведения квалификационных стендовых испытаний, в том числе для моторных масел, а нормируемые показатели в ГОСТ 17479.1 («Масла моторные») и ГОСТ 17479.2 («Масла трансмиссионные»), отстают от требований к смазочным материалам для современной техники.
Из-за устаревания ГОСТов и невозможности тестирования продукции за рубежом назрела необходимость в создании национальной системы стандартизации масел и технических жидкостей. Сенаторы вышли на Минпромторг с такой инициативой. И ведомство её поддержало. Однако в Минпромторге ответили, что внедрение российской системы стендовых квалификационных испытаний займет до трех лет. Но как работать отечественным производителям уже в следующем году после окончания срока действия сертификатов, в ведомстве не ответили, пишут "Известия".
При этом специалисты отмечают, что на российский рынок поступают иностранные масла со всеми сертификатами. Но они очень низкого качества. И несмотря на полученные сертификаты, нередко такая продукция опасна для двигателей.