Сайгаки становятся проблемой в Казахстане и приграничных Саратовской и Волгоградской областях. Что творится в Северо-Западном Прикаспии
В России могут исключить из Красной книги две из трех популяций сайгаков. Речь идет о волго-уральской и бетпакдалинской. Эксперт КаспийИнфо уверен, что к регуляции численности реликтовой антилопы следует подходить взвешенно и с научным обоснованием. Не стоит также забывать: эти животные находятся под защитой международных конвенций.
Фермеры несут убытки
Минприроды РФ опубликовало проект приказа, согласно которому особый статус хотят сохранить только для популяции Северо-Западного Прикаспия. Она обитает преимущественно в Калмыкии и Астраханской области.
Такое решение связано с массовой миграцией реликтовых антилоп из Казахстана в Саратовскую область. Фермеры жалуются, что животные вытаптывают и поедают посевы. Однако отстреливать краснокнижных сайгаков запрещено. По информации Минприроды, в этом году в Саратовской области оказалось около 1 миллиона животных. Они не только наносят ущерб сельхозпроизводителям, но и повреждают защитные сооружения государственной границы РФ. Саратовские фермеры жалуются, что несут многомиллионные убытки, а страховые компании не хотят их покрывать, ссылаясь на отсутствие страховочного случая. Недовольство фермеров растет и в части Волгоградской области, которая граничит с Саратовской.
Казахстан вводил квоты на отстрел
По прогнозам казахстанских экспертов, к концу 2025 года численность сайгаков волго-уральской и бетпакдалинской популяций достигнет 4,2 млн голов. Они являются трансграничными: их ядро находится в Казахстане, но сайгаки регулярно мигрируют в Россию и возвращаются обратно.
Сайгак не внесен в Красную книгу Казахстана. Из-за большого роста численности популяции и жалоб местных жителей на ущерб, наносимый копытными пастбищам и посевам в республике вводили квоты на отстрел антилопы. Однако ученые воспротивились этому, опасаясь, что сайгаки снова окажутся на грани истребления. В результате в феврале 2024 года отстрел был приостановлен.
Есть куда расти
К вопросам регуляции сайгака нужно относится взвешенно и осторожно, чтобы не повторить ошибок прошлых лет, когда реликтовая антилопа была на грани полного истребления, рассказал КаспийИнфо директор Богдинско-Баскунчакского заповедника в Ахтубинском районе, кандидат географических наук Станислав Глаголев. Ученый уточнил, что северо-каспийская популяция – внутренняя, чисто российская. Она передвигается по Астраханской области и Калмыкии, возможно, с заходом в Дагестан и Ростовскую область. В советские времена эта популяция достигала 800 тысяч голов, сегодня – порядка 60 тысяч. Что касается волго-уральской популяции, то здесь должны свое слово также сказать казахстанские коллеги. Этот вопрос должен решаться на международном уровне, подчеркнул эксперт.
Отёл только «дома»
«Сайгаки волго-уральской популяции заходят на территорию нашего заповедника со стороны Казахстана во время миграции, и защитные сооружения не являются большой преградой для животных. Они просто сметают конструкции», – рассказал КаспийИнфо Глаголев. Директор отметил, что большого захода антилоп не наблюдается. Хотя тенденция на увеличение численности все-таки есть. «Мы видим это в осенне-зимний период. Зимой наблюдали заход по 5-6 тысяч голов. На нашей территории происходит гон сайгака и оплодотворение самок. Начиная с марта сайгаки уходят на отел. Самка обязательно будет рожать на своих исконных землях – там, где она родилась. И у нас она рожать не будет. Во всяком случае мы ни разу такого не видели. (А вот на территории заказника «Степной» в Лиманском районе происходит отел местной популяции – прим. ред.). В августе-сентябре мы уже замечаем, как самки приходят с сеголетками.
Местные не жалуются
«Пару лет назад был очень большой заход в летний период, сайгаки доходили почти до Ахтубы, что подтверждали и местные жители. Вероятно, животные шли в поисках воды, поскольку водный ресурс в заповедной зоне истощается. Чабаны тогда жаловались, что сайгаки выпивали всю воду из поилок, предназначенных для домашнего скота», – рассказал Глаголев. По словам эксперта, сотрудники заповедника постоянно объясняют животноводам, что сайгаков отпугивать нельзя. «Мы всегда подвезем воду на точку, если нужно», – пояснил он. Эксперт также отметил, что никаких жалоб от местных жителей на причинение какого-либо ущерба во время миграции сайгаков не было. По мнению Глаголева, проблема фермеров соседних регионов может решаться с помощью страхования именно сельхозугодий, а не урожая. «Как правило, никто этого не делает. Между тем по международной конвенции нельзя ограничивать движение во время миграции сайгака», – сказал эксперт.
Без обывательского подхода
По словам директора заповедника, регуляция животных возможна, если их численность достигает пика. Большая численность влечет за собой нехватку пастбищ, кормовой базы. Также могут возникнуть опасные инфекционные заболевания, что способно уничтожить до половины популяции. Такие примеры уже были в Казахстане, уточнил собеседник. «Нельзя допустить, чтобы это доходило до абсурда. Например, в 90-е годы стада сайгаков на мотоциклах загоняли в сети. Это очень жестоко. Регуляция должна быть выборочной. Известно, что самцов меньше, чем самок. И если выбить популяцию самцов из-за дериватов (рога, копыта) и мяса, которого по массе больше, это может негативно повлиять на популяцию. Должен быть подход не обывательский – много/мало, а научный, на базе исследований. И, насколько я знаю, точных подсчетов численности сайгаков во время миграции на территории России нет», – говорит Глаголев. К слову, директор калмыцкого заказника «Черные земли» Батаар Убушаев в беседе с «Ъ» поддержал идею Минприроды. Но считает, что регулировать численность нужно на стороне Казахстана, поскольку российская популяция находится пока в фазе роста и говорить о ее восстановлении преждевременно.
До 5 лет тюрьмы
Напомним, в Астраханской области есть природный заказник «Степной», который специально был создан для защиты и охраны сайгаков. По данным региональной службы природопользования, их численность в заказнике составляет порядка 40 тысяч особей. Для сравнения: в 2000 году, когда был создан «Степной», сайгаков насчитывалось всего 2,5 тысячи голов. В ведомстве также напомнили, что реликтовая антилопа – краснокнижное животное, и добыча сайгаков наказывается лишением свободы до 5 лет и штрафом до 1 млн рублей.
Справочно: Сайгаки находятся под защитой следующих международных конвенций: конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС); конвенция о мигрирующих видах животных (Боннская Конвенция, CMS). Также в 2002 году Международный союз охраны природы включил сайгака в Международную Красную книгу как вид, находящийся под угрозой исчезновения.