Что делать, если из-за скачка напряжения сгорела бытовая техника

03.08.2025 08:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

В пиковые периоды потребления электроэнергии (а жаркое лето – как раз один из таких периодов) нагрузка на энергосистему возрастает, возможны перепады напряжения в сети, от которых может выйти из строя бытовая техника в доме - телевизор, компьютер, холодильник и т.д. Что делать в этом случае, кому предъявлять претензии и как взыскивать ущерб? Примерный алгоритм действий следующий.

1. При обнаружении скачка напряжения вызовите аварийную бригаду из управляющей компании или сетевой организации, чтобы зафиксировать сбой. Аварийщики должны с акт с указанием даты и точного времени скачка.

2. Напишите заявление в УК (ТСЖ) и поставщику электроэнергии с требованием составить акт о причинах аварии. Ими могут быть:
- авария или перепад напряжения в электрических сетях или оборудовании до ввода в дом;
- аварийная ситуация на внутридомовом электрооборудовании, находящемся в зоне ответственности УК или ТСЖ;
- действия третьих лиц (например, сосед, неосторожно делавший ремонт, или подрядная организация, которая вела работы в многоквартирном доме).

3. Составьте акт о том, какая техника у вас вышла из строя. Его могут подписать соседи, ответственные лица от УК или ТСЖ.

4. Обратитесь в сервисную службу и запросите у нее заключение о причинах выхода из строя и стоимости ремонта оборудования.

5. Если изделия ремонту не подлежат, потребуются услуги независимых оценщиков. Они посчитают сумму ущерба с учетом износа. Сохраняйте все чеки и документы (оплата вызова мастеров, экспертизы, оценки, ремонта и т. д.), подтверждающие понесенные вами расходы.

6. Обратитесь с письменной претензией в адрес организации или лица, виновного в причинении вреда вашему имуществу, с требованием компенсировать нанесенный ущерб.

7. При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки (10 дней), обращайтесь в суд с иском о компенсации материального и морального вреда и наложении штрафа в соответствии с законом «О защите прав потребителей».

Как видим, путь этот труден, тернист, долог и затратен, возможно, придется прибегать к услугам квалифицированных юристов (альтернатива – обратиться за помощью в управление Роспотребнадзора). Поэтому есть смысл поставить дополнительную электрозащиту на домашнее оборудование, например приобрести стабилизатор напряжения,  установить автоматические выключатели отдельно на каждую группу приборов и так далее.