Образование без домашних заданий — новые возможности или угроза качеству?
В сентябре Госдума начнет разрабатывать предложения по изменению подходов к домашнему заданию в школах. Спикер Госдумы Вячеслав Володин ранее предложил совсем отказаться от этой практики. Причина — высокая нагрузка на учеников и бесполезность заданий благодаря новым технологиям.
В своем комментарии для портала BFM политолог Георгий Бовт сравнивает зарубежный подход к образованию и задается вопросом: не приведет ли отказ от «домашки» к деградации образования?
Как утверждает политолог, большинство школьников хотели бы отмены домашних работ. Их ввели итальянцы сто лет назад как наказание для плохих учеников. Теперь считается, что такие занятия помогают закрепить знания и развить умение планировать время. Сторонники отмечают, что домашние задания существуют давно, еще со времен Древнего Египта. Однако противники говорят о повышенном стрессе, уменьшении двигательной активности и риске психологических проблем у детей.
Сейчас действуют рекомендации Минпросвещения: младшим школьникам разрешено заниматься час в день, старшим — три с половиной часа. Дети разные: одни старательные, другие ленятся. Сколько реально школьники тратят на уроки — неизвестно. Ограничивая законное время выполнения заданий, нужно учитывать особенности каждого ребенка.
Сегодня популярна тенденция облегчить жизнь детям, убрать слова «надо» и заменить их словом «интересно». За рубежом тоже ограничивают выполнение уроков дома. Например, в США норма варьируется от получаса до пары часов. А вот частные элитные школы требуют гораздо большего напряжения сил. Там ученики трудятся целый день, «пашут, как "папы Карлы"», — подчеркивает Георгий Бовт, — и достигают высокого уровня подготовки.
Можно позаимствовать зарубежные подходы, но не факт, что они дадут нужный эффект в России. Норвегия позволяет составлять индивидуальные планы занятий, Финляндия вовсе отказалась от экзаменов. Несмотря на это, обе страны высоко оцениваются международными рейтингами грамотности.
Но опыт показывает, что чужая практика иногда плохо приживается на русской земле.
«Но мы-то уже должны были понять по многим другим общественным сферам, как прав был Салтыков-Щедрин, формулируя: "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Ну и наоборот», – напоминает известный политолог.