Сильный дефицит автозапчастей на эти авто прогнозируют в России
Из-за изменения утильсбора
Повышение утильсбора с 1 ноября грозит кризисом китайскому автопрому в России, прогнозирую эксперты. По их мнению, ставки для иномарок мощностью от 160 л. с. могут вырасти на 25–50%, что приведет к росту цен на ремонт и может вынудить некоторые китайские бренды покинуть рынок.
К началу 2025 года автокомпании из Китая заняли около 60% российского рынка новых машин, а в отдельные месяцы на долю Китая приходилось до 80% всех импортных поставок. В прошлом году рост утильсбора уже привел к падению продаж на 20%, а за первые четыре месяца нынешнего экспорт в Россию, по данным Главного таможенного управления КНР, сократился почти вдвое. Это способствовало переоценке стратегий китайских производителей, — отмечает генеральный директор компании «Рустрансчина» Александр Стрельников.
Эксперты отмечают, что крупные игроки будут либо переориентрироваться на другие рынки, либо ускорять локализацию производства авто в России. В частности, такие марки как Chery, Haval, Geely, Changan, Great Wall, BYD расширяют сборку своих машин в РФ, инвестируют в российские заводы. Для них эффект новых тарифов утильсбора минимален: реализация через местные юрлица и локальные производственные цепочки существенно снижают издержки. Однако для других брендов и суббрендов, таких как Exeed, Zeekr и LiXiang, повышение ставок может стать серьезным ударом по бизнесу. А нестабильность рубля, ограничения на западные платежные системы и рост издержек на логистику усугубят ситуацию. Некоторые компании, особенно из премиум-сегмента, могут полностью прекратить работу в России.
В итоге к 2026 году часть автопроизводителей может перейти на параллельный импорт через страны ЕАЭС. Но в таком случае цены на уже знакомые авто, если их будут везти через третьи страны, вырастут.
К тому же, как отмечают эксперты "Автовзгляда", узменение утильсбора може привести к подорожанию ремонта китаскйих машин и запчастей к ним.
По предварительной оценке «Национального автомобильного союза», уже к концу года запчасти и расходники для многих авто из КНР подорожают на 20 и более процентов, а кузовные детали так и вовсе могут стать дефицитом.
Сеть «Окей» с гипермаркетами в Астрахани перейдет к новому владельцу.