Автостраховка для астраханцев стала настоящей головной болью
Похоже, в ближайшие полгода-год машин на дорогах России станет существенно меньше. Не верите? А я почему-то даже не сомневаюсь. Более того, точно знаю, что сделают это доброе для природы и “безлошадных” граждан дело вовсе не полицейские из ГИБДД, а страховые компании, работающие в сегменте обязательного страхования автогражданской ответственности, хорошо известного народу под аббревиатурой “ОСАГО”. “Физики” невыгодны С начала 2016 года страховщики из последних сил стараются ограничить выдачу ОСАГО, очищая тем самым дороги от транспортных средств (ТС), а воздух – от вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания; заставляя людей больше двигаться пешком, на велосипедах, на лошадях… Ну, в общем, на любых транспортных средствах, не входящих в зону действия этого самого ОСАГО. Вот ведь как получается: эксплуатировать ТС без ОСАГО автовладельцам с 2003 года категорически запрещено законом и Правилами дорожного движения, а с начала этого года сотрудникам страховых компаний их руководством стало как бы запрещено оформлять это самое ОСАГО для граждан-страхователей. Во всяком случае, именно так это выглядит, если смотреть на процесс обязательного страхования авто достаточно долго и заинтересованным взглядом. Сидя в нескончаемой медленной очереди, непременно сообразишь, что страховщики преднамеренно создают “физикам” дополнительное количество труднопреодолимых “барьеров”, одновременно поощряя и заманивая корпоративных клиентов. Полис с “допами” Зайдите сейчас в офис любой уважаемой страховой компании, работающей в нашем городе, и вы увидите длинную очередь автомобилистов, целыми днями томящихся в ожидании, когда их допустят к единично-уникальному специалисту, оформляющему полисы ОСАГО. В то же время в том же офисе без дела скучают еще с десяток специалистов “по другим видам страхования”, которым почему-то не доверили работу с ОСАГО. На выходе из такого офиса фиксируем не более одного счастливого обладателя полиса ОСАГО в час. Максимум – десять полисов в день (количество бланков – ограничено!), две-три сотни полисов в месяц… Смех, да и только. Разве ж это доходы для уважающей себя страховой компании, у которой каждый день без дела мается десяток специалистов “по другим видам страхования”? Очевидно, не сходятся в условиях затяжного экономического кризиса концы с концами у страховщиков. Народная молва доносит, что частные клиенты с живыми деньгами на ОСАГО в количествах, установленных рамками Центрального Банка России, не интересны страховому бизнесу: они его просто разоряют. Им интереснее оформлять ОСАГО “с допами”, то есть с дополнительными видами страхования, избежать которых клиенту полностью невозможно, поэтому лучше принять, хотя бы частично, как меньшее зло. У различных компаний меню “допов” может отличаться, но суть одна и та же: клиент становится интересен компании, когда удвоит сумму, назначенную за обязательное страхование. Не будем показывать пальцем на могучую страховую компанию, спровоцировавшую на днях в Интернете “крик души” пенсионера из Волгоградской области, которому насчитали за полис ОСАГО на единственное средство передвижения для его дочери-инвалида сумму в полторы “проиндексированных” месячных пенсии. Лучше расскажем про наше собственное “бревно” в нашем собственном глазу. Страховой беспредел В начале сентября я, что называется, “попала” на ОСАГО. Так исторически сложилось, что на наше семейное ТС много-много лет мы покупали страховку ОСАГО в астраханском филиале ЗАО Страховая Группа “УралСиб”. И были довольны: ни с оформлением страховки, ни с ее применением проблем не возникало. Подходил очередной срок замены полиса. Я заблаговременно, как мне казалось, прошла техосмотр и полетела в офис своей страховой компании, рассчитывая, что потребуется не более часа для завершения дела. Увы! Я была непростительно неинформирована и доверчива. Прождав полчаса под дверью офиса компании, имевшей совершенно обычный вид, я догадалась расспросить офисных соседей и позвонить по многоканальному телефону в головной офис. Я не поняла почему, но все-таки сообразила, что мне нужно срочно менять страховую компанию. Позднее стало известно, что страховая группа “УралСиб” прекратила продажу ОСАГО и пролонгацию полисов на всей территории Российской Федерации с 11 августа 2016 года в связи с приостановкой действия соответствующей лицензии из-за неисполнения предписания Банка России (приказ от 11.08.2016 № ОД-2599). Жалко, что лицензию приостановили, а не отозвали. В последнем случае клиенты могли бы получить часть неиспользованной страховой премии. Не вижу смысла утомлять читателя подробным рассказом о том, в какие страховые компании я обращалась. Вопрос не решен до сих пор. Очень непросто сейчас стать новым ОСАГО-клиентом в чужой страховой компании. Страховщики тормозят процесс привлечением новых клиентов. Очевидно, что не хотят в сложившихся условиях заниматься этим видом страхования, дружно блокируют онлайн-оформление полисов (об этом чуть ниже, проверено на себе лично!). Народ не без основания считает, что нынешняя ситуация в сегменте “автогражданки” напоминает сговор страховых компаний. Е-ОСАГО – это сказка? В одной из компаний мне посоветовали оформить электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО) через Интернет. Ну что же, электронный полис или бумажный – нам без разницы, если это разрешено законом, будем пытаться. Оформить е-полис ОСАГО на сайте страховой компании очень просто, если вы живете в Москве или Санкт-Петербурге. Жителям регионов этот сервис теоретически тоже доступен, но на практике большинство компаний не страхуют онлайн жителей тех регионов, в которых у них нет филиала. В Астрахани имеются филиалы 19 крупных страховых компаний, из которых только 6 декларируют на своем сайте предоставление услуг по оформлению полиса е-ОСАГО. К сожалению, в настоящее время оформить полис не удалось ни в одной из компаний. И не потому, что я не старалась или мастерства не хватает. Нет-нет, я не один десяток раз заполняла все необходимые таблички на сайтах , я вычислила и учла все неточности в персональных данных, внесенных в РСА операторами “УралСиба”, но до получения на электронную почту и распечатывания полиса ОСАГО так дело ни разу и не дошло. “Облом”, как правило, происходит при переходе к платежной системе. У разных страховых компаний “неудача е-ОСАГО” замаскирована разными фразами, типа “извините, платежная система не доступна, попробуйте позже или обратитесь в офис”, “Ваш полис не прошел проверку в РСА. Обратитесь, пожалуйста, в офис”, “Возникла ошибка в момент отправки одноразового пароля. Проверьте правильность ввода данных или обратитесь к разработчикам”… В то же время, если вы попробуете оформить любую другую страховку (жизнь, жилище, КАСКО), то платежная система срабатывает очень быстро и эффективно. Технически это можно объяснить тем, что у страховщиков стоит какой-то программный фильтр, отсеивающий процентов так 80-90 потенциальных страхователей ОСАГО. Суть одна – результатом ваших многократных попыток должно стать разочарование в возможности приобретения полиса самостоятельно и без доплат.