За трудоустройство молодежи предлагают доплачивать
Сейчас в астраханских вузах идет выпускная пора. Студенты вышли на финишную прямую – получают дипломы. Найдут ли они работу по специальности, отдав на обучение “лучшие молодые годы”, а иные и внушительные суммы денег из родительского кармана? Уязвимы на рынке труда Не секрет, что работодатели с большой неохотой принимают на работу тех, кто только что вышел из стен институтов. Депутаты Госдумы решили изменить ситуацию и предложили платить работодателям по 225 тыс. рублей за прием на работу молодежи 18-25 лет. Работодателям, которые согласятся участвовать в соответствующих региональных программах, выдадут сертификат на вышеуказанную сумму за каждого взятого на работу. При этом 150 тыс. рублей будут выделять из федерального бюджета и 75 тыс. – из регионального. Инициаторы обращают внимание парламентариев на то, что в России более 20% безработных – именно молодежь 18-25 лет. Они наиболее не защищены на рынке труда, поскольку работодатели отказывают им в приеме на работу из-за отсутствия должного опыта. В правительстве РФ идею депутатов не поддержали, объяснив это тем, что в законе о занятости населения прописаны меры по содействию в трудоустройстве граждан этих возрастов. Идея с обременением В агентстве по занятости населения Астраханской области считают, что проблема трудоустройства выпускников вузов и ссузов есть, но она, скорее, лежит в иной плоскости. Если речь идет о квотировании рабочих мест для выпускников, то этот вопрос поднимался не раз и, как правило, ничем не заканчивался. На федеральном уровне такое квотирование и законодательно, и финансово никак не обеспечено, поэтому прибавлять регионам очередной закон, который не будет работать, вряд ли было бы целесообразным. На сегодняшний день в Астраханской области действует только один закон о квотировании рабочих мест – для инвалидов, что справедливо по отношению к незащищенным и более уязвимым категориям граждан, говорят в службе занятости. Неправильный выбор По данным Астраханьстата, в прошлом году из стен вузов вышли 8300 дипломированных специалистов, ссузы закончили 3900 человек. По словам Натальи Клименко, начальника отдела трудоустройства и специальных программ, в региональную службу занятости, по состоянию на начало 2016 года, обратились более 800 бывших студентов выпуска 2015 года. “Совсем не факт, что остальные устроились по специальности, но для региона эта цифра безработных среди выпускников не является критической. Вообще в региональном банке вакансий более 70% – это рабочие профессии. В таких кадрах работодатели действительно испытывают нужду. Но при этом не стоит забывать, что руководителям предприятий требуются высококвалифицированные рабочие. Чего, конечно, не скажешь о выпускниках высших и средних специальных учебных заведений. Одна из проблем трудоустройства вчерашних студентов – в изначально неверном выборе профессии, которая мало востребована на рынке труда. Студенты сами не особо мониторят рынок труда. Родители оплачивают их высшее образование часто ради статуса, ради “корочки”. А дальше начинаются трудности с поисками работы. Поэтому нужно тщательнее и желательно всегда на перспективу изучать рынок”, – считает Наталья Клименко. Сельским трудно В последнее время много говорится о том, что рынок труда перенасыщен юристами, экономистами, менеджерами и гуманитариями, в то время как региону нужны крепкие технари: инженеры, судостроители, айтишники и пр. Однако однозначного ответа, какие профессии не востребованы в Астраханской области, нет, полагает Марина Чеховская, начальник отдела профориентации и профессионального обучения: “Корректнее было бы говорить о том, что вышеперечисленные специалисты востребованы во всех отраслях. Но только как профессионалы, имеющие опыт работы. У выпускников вузов и ссузов такой багаж, конечно, отсутствует. Другая проблема – многие приезжают учиться из сел, а большинство вакансий – городского приложения, и в селе работы по их специальности попросту нет. Трудоустраиваться в городе для них очень затратно, нужно снимать жилье и т.д. При этом зарплата довольно низкая, так как они еще ничего не наработали: ни стажа, ни категории. И образуется дисбаланс между желанием работать по специальности и часто отсутствием такой возможности”. Браться за любую работу Обратная сторона медали – завышенная самооценка самих выпускников. Многие полагают, что наличие диплома позволяет им диктовать работодателю свои условия. Вчерашние студенты не хотят идти на низкооплачиваемую должность, они не согласны с требованиями, которые им предъявляет их потенциальный начальник. В итоге они получают отказ. “Тут будет уместен пример из моей практики, который я часто привожу. Молодой человек пришел в центр занятости, чтобы найти работу по профессии, – продолжает Марина Чеховская. – Спрашиваем, какая специальность значится у него в дипломе. “Сейчас посмотрю”, – ответил он и полез в карман за документом. Это говорит о том, что человек за пять лет учебы в вузе даже не задумывался, каким профессиональным делом он будет заниматься в дальнейшем. Мы же, когда проводим тренинги для выпускников по социальной адаптации, то говорим слушателям, что они должны браться за любую работу, использовать малейший шанс, чтобы получать практические навыки и набираться опыта”. Профессии ни о чём? В последнее время в вузах складывается тенденция – дипломы выдаются с размытыми формулировками специальностей и профессий, особенно в гуманитарных направлениях. Здесь уместен пример с теми же менеджерами, прикладное значение которых абсолютно неясно. Непонятны специальности “историк”, “культуролог”, “политолог” и т.д. Такая нечеткость формулировок, кстати, не всегда дает право выпускникам устроиться в обычную школу, если в дипломе у него не прописано “с правом преподавания в общеобразовательной школе”. К слову, некоторые “политологи” и “культурологи” приходят в службу занятости переучиваться. Например, на маникюрш, поваров, егерей или электрогазосварщиков. Вернутьнаставников Компромиссом в трудоустройстве молодежи могло бы стать введение на предприятиях и в организациях института наставничества, уверены в службе занятости. Работодатель, который сегодня в кадровых вопросах практически царь и бог, хочет получить готового специалиста, с опытом и соответствующей квалификацией. Дать ему требуемое способен наставник с большим опытом работы. Другим шагом должна стать плотная межведомственная работа всех заинтересованных структур по вопросам профориентации молодежи. Документ, способный скоординировать усилия, уже разработан в агентстве по занятости. Это региональная Стратегия развития профессиональной ориентации.