Отношение к просрочке меняется. Скандальное фото и перспективы
Недавно в соцсетях астраханцы обсуждали фото, на котором крупным планом с пяток приличных на вид граждан изучали содержимое мусорного контейнера. Астраханский блогер сопроводил фото пояснениями: мол, из ближнего магазина в мусорку выбрасывают просроченную продукцию, а народ ее перебирает и выуживает съедобное. Нужда или синдром Плюшкина? Из снимка быстро сделали демотиваторы, сопроводив популярным в последнее время мемом “Денег нет, но вы держитесь!”. Более того, фотка якобы попала в украинские СМИ и зазвучала в неприятном контексте: бедные российские пенсионеры вынуждены подбирать еду на помойках. В общем, вышел конфуз. Некоторые посчитали снимок постановочным – фотография получилась отталкивающей и неудобной. Однако, как рассказывают очевидцы, живущие в этом дворе, картина для них вполне обычная. Просто местные, а это довольно разномастная публика, уже знают, когда ближайший магазин будет выбрасывать просрочку, и подтягиваются к мусорным контейнерам. И такое происходит не только в Астрахани – в любом из российских городов. Что заставляет граждан подбирать просроченные продукты – действительно ли нужда, синдром Плюшкина или нездоровая страсть к экономии, точно сказать нельзя, причина у каждого своя. Есть можно Продукты питания, у которых вышел срок годности, продавать нельзя. Они должны утилизироваться или уничтожаться. Депутаты Госдумы предлагают изменить отношение к нереализованной продукции с истекающим сроком годности, как это, к примеру, сделали в странах Европы. Во Франции крупные торговые сети обязали раздавать продукты, срок годности которых еще только истекает, в благотворительные фонды, занимающиеся поддержкой малоимущих. Если же срок истек, еду должны отдавать на корм животным. За неисполнение закона нарушителям грозят большие штрафы – до 75 тыс. евро. Только за 2015 год, по данным Минтруда РФ, число людей с достатком ниже черты прожиточного минимума в стране выросло на 3 млн человек и достигло отметки в 19 млн. При этом, по информации ведомства, порядка 70% из этих малоимущих – семьи с детьми. Законодатели хотят обязать сотрудничать с благотворительными фондами магазины площадью от 200 кв. м. Торговые сети могут, по задумке авторов инициативы, передавать продукты за два дня до истечения их срока годности. Такое предложение российские ритейлеры, по аналогии с французскими, назвали “принудительным милосердием”. Ещё не испортилось Но негласно в России некоторые продавцы уже раздают просрочку в благотворительные фонды. В Астрахани, к примеру, в одной из городских общественных организаций раз в неделю бесплатно раздают, как говорят ее сотрудники, “продукцию, которая никому не нужна и начинает портиться”. К примеру, лежалые фрукты. Их перебирают, и годные достаются людям. К слову, никто не жалуется, сотня-другая человек остаются довольны. Отравился консервами В региональном Роспотребнадзоре не рекомендуют употреблять в пищу продукты, срок годности которых истек. “Реализации такие продукты не подлежат категорически. Если речь идет о том, что человек подобрал какую-либо еду в мусорном контейнере, то, скорее, он ответственен за собственное здоровье, поскольку это его добровольный выбор”. Как пример в ведомстве привели случай, когда мужчина нашел в мусорном контейнере банку консервированных томатов домашнего приготовления. Исход после употребления в пищу был летальным. Пускают под пресс Вообще же, как рассказали в Роспотребнадзоре, проблемы с уничтожением так называемых пищевых отходов в городе есть. Если гипермаркеты справляются с этой задачей – они пускают совсем негодные продукты под пресс, то у небольших магазинов такой возможности нет и они выбрасывают их в контейнеры. В Астрахани крупные торговые сети стараются перерабатывать продукцию с истекающим сроком годности и использовать ее в своих кулинарных цехах. Они также проводят различные акции, делая скидки на еду, которая вот-вот станет просроченной. Это законом не запрещено. Можно сдать продукцию на утилизацию, передав ее на корм скоту или в приюты для бездомных животных. Но для этого потребуется справка от ветеринара. В Роспотребнадзоре напоминают, что торговые сети должны предупреждать покупателей о том, что у продукта истекает срок годности. Потребители в свою очередь должны не без осторожности относиться к скоропортящимся продуктам питания, особенно с наступлением жары. Расходится по своим По закону продавцы могут вернуть просрочку поставщикам, которые, как правило, принимают ее с неохотой. Как рассказала владелица продуктового магазина Елена М., если колбасу и другие продукты еще можно провести возвратом оптовику, то с молочкой это не проходит. Поэтому все убытки в этой части ложатся на магазин. “По договору на утилизацию продуктов у меня просрочку забирают на корм для скота. Но у меня ее мало, поскольку я не приобретаю товары большими партиями. Знаю, что в более крупных сетях какая-то часть просрочки, годной к употреблению (особенно дорогие и деликатесные продукты), расходится по своим: администрации, менеджерам. Продавцам и другим работникам просрочка тоже достается”. Дают вторую жизнь В Госдуме в последнее время и впрямь озаботились судьбой просрочки. Сразу две инициативы поступили недавно от депутатов: обязать сети крупным шрифтом указывать срок годности товара (проект был отклонен) и многократно увеличить штрафные санкции за продажу еды с вышедшим “сроком жизни” (проект на рассмотрении). Впрочем, недобросовестные торговцы научились продлевать жизнь продуктам питания. Самый простой способ – перебить дату срока годности. Так могут поступить с молочкой, сырами и т.д. Манипуляциям в плане промывки, натирания маслами и т.д. подвергаются колбасы, рыба и другие продукты. Поэтому не лишним будет и впрямь проверять еду на всё: на запах, цвет и вкус. И срок годности, конечно.