Город с протянутой рукой. Астрахань попытаются избавить от попрошаек

06.03.2014 05:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

06.03.2014 09:00

В очередной раз

 

Астраханская полиция попросила областную думу запретить попрошайничество. В УМВД сетуют, что у сейчас у правоохранителей нет никаких полномочий навести порядок. Депутаты согласны голосовать за инициативу.

АСТРАХАНЬ-НОВОСТИ-ОБЩЕСТВО-ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО

Тень на имидже региона

– Я переехала в Астрахань полгода назад из Саранска, – рассказала менеджер Ирина Войнова. – И была шокирована огромным числом попрошаек на улицах. Тут цыганята за рукав дергают, там инвалиды в лобовое стекло стучатся, у магазинов несчастные бабушки с протянутой рукой стоят.

Ирина – не первая, кто замечает такую особенность нашего региона. А между тем и коренные горожане считают, что уличные побирушки представляют реальную угрозу.

В июле прошлого года 27-летний в районе железнодорожного вокзала нищий напал на двух девушек, которые отказались дать ему милостыню. У одной он вырвал из уха сережку, а другую сильно ударил по лицу. Мужчину задержали очевидцы происшествия.

– Это антиобщественное зло, – уверяет начальник управления по охране общественного порядка УМВД Олег Свиткин. – И мы сталкиваемся с ним каждый день. Но, к сожалению, не имеем возможности что-то изменить. Считаю, распространение попрошаек в городе бросает тень на имидж региона. Как мы можем претендовать на звание южной столицы России, когда люди на улицах просят милостыню?!

Попытка № 2

Депутаты собирают рабочую группу по разработке закона о запрете попрошайничества. Через месяц она должна начать работать, говорит председатель комитета по госстроительству, законности и правопорядку областной думы Александр Башкин. 

Впрочем, местные законотворцы пытаются решить проблему “лиц с протянутой рукой” не впервые. В январе 2011 года подобный законопроект уже был поддержан астраханскими депутатами. Но затем он был отозван по инициативе губернатора и прокуратуры. Основная причина – отсутствие юридического определения “попрошайничества”.  – Аналогичные законопроекты были отменены в 11 субъектах страны, – констатирует Александр Башкин. – В Алтайском крае, Вологодской, Орловскоой, Пермской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Томской и других областях. Но на этот раз астраханские депутаты решились “взять быка за рога” и довести дело до конца. Возможно, за пример будет взят московский закон “О приставании к гражданам в общественных местах”. Он существует в столице с 2007 года и неплохо себя зарекомендовал.

Дорожный сбор

– На дорогах города занимаются попрошайничеством не больше семи человек, – уверяет инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Астрахани Ирина Родченкова. – И все территории между ними поделены.

Самые излюбленные места для просящих милостыню – это пересечение улицы Победы и Набережной 1 Мая, перекресток улицы Академика Королева и Вокзальной площади, район железнодорожного переезда у улицы 28-й Армии, “Лебединка” и, конечно, район Больших Исад.

“Люди, занимающиеся попрошайничеством, специально выбирают дороги с большим трафиком, – сетуют инспекторы ГИБДД. – Многие из них – в инвалидном кресле. Поэтому водителям сложно заметить их в потоке машин. Естественно, это может спровоцировать аварию”.

В Астрахани уже был громкий случай в 2011 году, когда инвалид-колясочник, просящий милостыню близ Старого кладбища, попал под фуру и от полученных травм скончался на месте.

Но даже риск погибнуть под колесами не останавливает людей от опасной “работы”.

– Видя такого “собирателя” на дороге, автопатрули всегда останавливаются и проводят с ним профилактическую беседу, – продолжает Ирина Родченкова. – На вопрос “Не боитесь ли вы погибнуть под машинами?” они отвечают: “Мне все равно. Это мой основной источник заработка. Сейчас вы уедете, и я все равно выйду на дорогу”.

А между тем штраф за нарушение правил дорожного движения для попрошаек, которые курсируют вдоль проезжей части, составляет 500 рублей. Но чаще всего побирушки отделываются устными замечаниями и предупреждениями.

Они придут с востока

Впрочем, по мнению миграционной службы, “сезон попрошаек” еще впереди.

– С наступлением тепла в нашу область опять прибудут таджикские и узбекские цыгане, называющие себя “люля”, – предположил начальник отдела иммиграционного контроля астраханского управления ФМС Станислав Кот. – Мы думаем, что приезжать они начнут в конце марта и покинут область только к холодам.

Напомним, что в прошлом году среднеазиатские цыгане буквально оккупировали улицы Астрахани. Их поведение и антисанитария наводили ужас на местных жителей.

Большая часть приезжих попрошаек поселилась в поселке Янго-Аул. Многие ночевали на улице в картонных коробках. Каждое утро женщины, дети и старики организованно уезжали в город просить милостыню, а мужчины работали в поле.

Причем если раньше миграционная служба была для приезжих сдерживающим фактором, то теперь попрошайки-варяги стали юридически подкованными.

– Они узаконивают свое положение в России, делают патенты и регистрируются по месту проживания, – пояснил Станислав Кот.

Детство на улице

Среди астраханских попрошаек особняком стоят дети. У какого взрослого не дрогнет сердце, когда к нему подойдет полураздетый малыш и попросит “на хлебушек”?

– Мы ежедневно проводим рейды по изыманию с улиц безнадзорных и беспризорных детей, – рассказала замначальника ПДН регионального МВД Ирина Мудрая. – А также тех, которые занимаются попрошайничеством. Только за прошлый год на улице были найдены 778 детей. Из них 429 помещены в спецучреждения.

Большинство просящих милостыню ребятишек честно признаются, что “нас заставили родители”. Мамы и папы, выгоняющие детей на улицу, попадают под статью 151 УК (“Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий”). По ней им грозит до четырех лет лишения свободы. Правда, наказать таких горе-родителей не так-то просто. Дело в том, что взрослые должны лично признаться в том, что заставляли детей просить милостыню. Но большинство идут на попятную – мол, стояние с протянутой рукой – это желание самого ребенка и мы здесь ни при чем.

– За прошлый год по этой статье были привлечены только три родителя, – продолжила Ирина Евгеньевна. – Причем двое из них – цыгане.

Валерий Козуров, замдиректора отделения ночного пребывания Центра  социальной адаптации:

– У нас в основном останавливаются переночевать лица без определенного места жительства или те, которые попали в трудную ситуацию, например, недавно вышедшие из тюрьмы граждане. Но среди наших постояльцев нет тех, кто занимается попрошайничеством. Видимо, люди, просящие милостыню, имеют собственное жилье.