Как заключённые-мошенники выманивают миллионы по телефону

15.10.2020 08:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

У заключенных есть право звонить родственникам, но в строго определенное время, не каждый день и только по стационарному телефону колонии. О мобильной связи речи не идет.

Правоохранители отмечают, что во время пандемии сильно активизировались телефонные мошенники. Причем многие из них находятся в местах не столь отдаленных. Кем только не представляются зеки, чтобы завладеть деньгами граждан.
Звонки «из банка»
По данным регионального УМВД, только со 2 по 4 октября почти 20 астраханцев добровольно передали мошенникам более 2 млн рублей. И это только те, кто заявил о своей беде в полицию. А ведь многие не обращаются к правоохранителям, так как вернуть утраченные средства, которые перечислил жулику собственноручно, практически невозможно. В пресс-службе УМВД области рассказали, что в большинстве случаев мошенники использовали популярные схемы: звонили потерпевшим, представляясь сотрудниками службы безопасности или колл-центров банков. Доверчивые граждане, забывая о призывах полиции не совершать подозрительные операции, к несчастью, продолжают обогащать злоумышленников.
Мошенники сбивают с толку тем, что телефонные номера, с которых они звонят, начинаются на цифры 901, что визуально напоминает номера Сбербанка. Поэтому иногда человек попадает «в оборот», даже не успев разобраться, в чем дело. Например, на днях жительница Ленинского района перевела мошеннику 1 млн 384 тысячи рублей, следуя командам лжесотрудника банка. Мужчина убедил женщину, что кто-то пытается снять деньги с двух ее карт. Она направилась к банкомату и перевела все сбережения мошеннику, следуя его инструкциям. От телефонного мошенничества страдают клиенты различных банков. При этом только Сбербанк зафиксировал с начала года почти 2,9 млн обращений клиентов о попытках взлома по всей стране.

Еще один ход: мошенники звонят вам и сбрасывают. Как только вы перезваниваете по пропущенному вызову, у вас с телефонного счета снимается вся наличность. Эти потери, конечно, не сравнить с утратой средств с банковской карты, но все же неприятно.

У заключенных также хватает наглости представляться сотрудниками следственного комитета и прокуратуры. Строгим тоном они сообщают вам, что ваш родственник попал в беду и у вас есть только пять минут, чтобы помочь ему. Что надо делать? Перевести кругленькую сумму на определенную карту, и тогда ваш муж, сын, брат, сват будет спасен.
Деньги не вернутся
Поймать таких мошенников, по словам полицейских, очень трудно. Ведь единственной зацепкой в таких делах является номер телефона, с которого звонили жертве. И вот тут начинается самое интересное. Выяснение сведений об абоненте, на которого зарегистрирован номер, не дает ничего. Практически все сим-карты оказываются оформленными на левые юридические лица. Остается биллинг по вышке. Установить базовую станцию, через которую абонент выходил в эфир, не составит проблем. Как правило, многие из станций находятся вблизи колоний и тюрьм. Значит вас «развели» заключенные. Причем зоны, с которых могут звонить, находятся в разных частях нашей страны: от Камчатки до Калининграда.
Как телефоны попадают в колонии, ведь зекам запрещено общаться таким образом? Нет, у них есть право звонить родственникам, но в строго определенное время, не каждый день и только по стационарному телефону колонии. О мобильной связи речи не идет. В УФСИН области отмечают, что, несмотря на активную работу по предотвращению поставок мобильной связи зекам, они все-таки умудряются получать телефоны с воли. К сожалению, зачастую этому способствуют недобросовестные сотрудники исправительных учреждений.

Например, недавно суд вынес приговор врачу колонии, который был признан виновным в превышении должностных полномочий. Установлено, что он пронес на территорию колонии мобильный телефон и аксессуары к нему. Он незаконно хранил эти вещи в своем кабинете, чтобы потом перепродать их отбывающим наказание. Суд назначил ему штраф в размере 40 тысяч рублей и на 2 года лишил права занимать должности на госслужбе, связанные с осуществлением функций представителя власти в УФСИН. И таких примеров масса. Кто-то проносит телефоны на зону, кто-то закрывает глаза на то, что заключенные пользуются мобильной связью, а кто-то лишается своих денег.
Что делать, чтобы не попасть на крючок? Ответ прост и банален: не сообщайте никому и ни при каких условиях данные своего банковского счета или карты. Перезвоните в банк по официальному номеру и уточните, в чем дело. А если вас просят срочно «спасти родственника от тюрьмы», перезвоните этому родственнику. Скорее всего, с ним все в порядке.
Выход есть?
Так как от заключенных-мошенников страдают граждане по всей России, этой проблеме смело можно присвоить статус федеральной. Именно поэтому бороться с ней предлагается кардинально. Федеральная служба исполнения наказаний ФСИН предложила план по ликвидации фальшивых банковских колл-центров, ведущих свою деятельность из тюрем. Для этого в отечественных исправительных учреждениях потребуется установка специальных заглушек. Все это обойдется в 3 млрд рублей. Правда, уже сейчас начались разговоры о том, что подобная техника негативно влияет на здоровье и осужденных, и работников тюрьм и колоний. Да и мошеннические колл-центры вовсю работают и на воле. А здесь глушилки не спасут, вся надежда на сознательность граждан.