В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации под председательством Валентины Матвиенко состоялись парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Спикер Думы Астраханской области, председатель комиссии по вопросам межбюджетных отношений Совета законодателей РФ Игорь Мартынов выступил на слушаниях с докладом, в котором отражены особенности формирования бюджетов субъектов России на предстоящие три года.
Открывая заседание, Валентина Матвиенко отметила, что многие предложения верхней палаты были учтены при подготовке проекта главного финансового документа. Она напомнила, что глава государства поручил Совету Федерации взять на контроль ряд чувствительных социальных вопросов и проследить, чтобы на них были предусмотрены необходимые бюджетные ресурсы. «Акцент должен быть сделан на мерах по поддержке детей. Это наш бесспорный приоритет, который не подвергается сомнению и на который точно нельзя жалеть денег», - сказала Валентина Ивановна.
«Сегодня Правительству необходимо соблюсти баланс между оптимизацией бюджетных расходов и сохранением условий для роста российской экономики. Безусловно, значимую роль здесь должен сыграть недавно утверждённый Общенациональный план восстановления экономики России», - подчеркнула глава СФ.
При этом, считает Валентина Матвиенко, следует активнее использовать потенциал институтов развития. Глава СФ предложила провести аудит эффективности их работы. «Мы ввели в правовое поле инструмент – соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Это эффективный механизм, но нацеленный исключительно на крупные инвестиционные проекты. Важно предусмотреть гарантийные механизмы защиты инвесторов от регуляторных, административных рисков, в том числе и на региональном уровне, для инвестиционных проектов разного размера и масштаба. Это позволит активизировать инвестиционную деятельность», - сказала Председатель Совета Федерации.
Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов отметил, что формирование проектов бюджетов субъектов происходит в период роста долговой нагрузки и одновременного сокращения доходной базы. Федеральным центром была оказана помощь и региональным бюджетам в целом. Это нам позволило направить дополнительные средства на стабилизацию экономической ситуации.
Все органы государственной власти субъектов также установили ряд преференций в виде пониженных ставок по налогам для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Итогом этих решений также стало снижение доходов бюджета. Так, например, объем выпавших доходов из бюджета Астраханской области оценивается в сумме 478 млн рублей.
Игорь Александрович озвучил ряд предложений, направленных на сбалансированность региональных бюджетов. В первую очередь предлагается продолжить практику предоставлять регионам возможность повышать объем дефицита и государственного долга на суммы, которые выпадают из доходной части после предоставления налоговых преференций бизнесу, пострадавшему в результате ограничительных мер в период пандемии.
Во-вторых, по итогам исполнения консолидированных бюджетов регионов на 1 сентября 2020 года снижение поступления налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составило 512,3 млрд руб., и темпы снижения замедлились, если за пять месяцев 2020 отклонение было 9%, то за восемь месяцев уже 7%. «У большинства регионов уже в первом полугодии образовался дефицит бюджета. Это большая редкость, поскольку обычно дефицит формируют расходы ноября и декабря, когда регионы оплачивают госконтракты. К концу года дефицит будет почти у всех. На местах мы изыскиваем возможности сокращения не первоочередных расходных обязательств, приходится прибегать и к коммерческим кредитам. В этой связи предлагаем рассмотреть возможность снятия ограничения на прирост объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, устанавливаемое постановлением Правительства Российской Федерации, на 2020 год было установлено ограничение в размере 10% по отношению к 2019 году», - отметил Игорь Мартынов.
Третье предложение связано с уплатой акцизов на прямогонный бензин, которые поступают в бюджеты субъектов РФ. Вместе с тем особенности налогообложения данных акцизов приводят к тому, что региональные бюджеты постоянно производят возвраты средств налогоплательщикам по данному налогу. «Причина такого финансового результата обусловлена тем, что в целях стимулирования более качественной и глубокой переработки прямогонного бензина налогоплательщики, применяющие особые установленные Налоговым кодексом РФ методы переработки, имеют право на возврат из бюджета ранее уплаченных при приобретении сырья суммы акцизов, увеличенной в 1,7 раза. К примеру, в 2019 году возврат из бюджета Астраханской области составил 133 млн рублей, а по прогнозу 2020 года вырастет до 151 млн рублей», - подчеркнул Игорь Александрович. Он предложил рассмотреть вопрос о возможности компенсации регионам отрицательного сальдо от возврата сумм акцизов из федерального бюджета путем увеличения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Еще одно предложение коснулось софинансирования ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от трех до семи лет. Игорь Мартынов подчеркнул значимость для семей этой меры поддержки. Расходы по выплатам осуществляются за счет федерального и региональных бюджетов. В Астраханской области соотношение составляет 82 % из бюджета РФ на 18 % из бюджета региона. «Предлагаем включить
данную меру поддержки в состав национального проекта «Демография». Это позволит софинасировать указанные расходы на более комфортных для регионов условиях. Для большинства субъектов России это соотношение составляет 97% - из бюджета федерации на 3% - из бюджета региона», - отметил Игорь Александрович.
Также спикер Думы Астраханской области предложил продолжить практику заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, ДО начала очередного финансового года. Кроме этого, Игорь Мартынов озвучил предложение сохранить распределение максимального количества межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
И еще один аспект, который был предложен Председателем Думы Астраханской области. «Нам необходимы не только финансовые инструменты, но и организационные. Мы понимаем, что бюджетные инвестиции направляются на строительство объектов, у которых есть уже утвержденная проектно-сметная документация. Но хотели бы еще обратить внимание на то, чтобы упростить требования к разработке проектно-сметной документации особенно по проведению государственной экспертизы», - отметил Игорь Мартынов.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко рекомендовала министерству финансов России и комитету СФ по бюджету и финансовым рынкам проработать все прозвучавшие в ходе слушаний предложения и дать конструктивные ответы, что будет учтено в бюджете, а что – нет, с указанием причин отказа.