Кто победит в войне с коронавирусом: продолжение следует…

19.05.2020 20:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Итак, режим нерабочих дней как централизованный по всей России с 12 мая прекращен. Далее регионы решают сами. По сути, сделан первый шажок по выводу страны из неопределенного положения и паралича экономики.

Почему смягчили режим?
Астраханцы дождались отмены пропускного режима и ринулись на рыбалку до сезона мошки. Полуторамесячный режим «самоизоляции» всех утомил – социологи Левада-центра в начале мая оценили срок «остаточного терпения» в два месяца и отметили, что страх ужесточения режима и произвола властей в обществе сместился на второе место после страха болезни близких и детей (не коронавирусом, именно его боится менее половины населения, а обычных болезней), отодвинув страхи потери доходов, бедности и даже смерти. Состояние экономики и социология – это, вероятно, те две причины, которые побудили российские власти пойти на противоречивое на первый взгляд решение: смягчить «самоизоляцию» при продолжающемся росте числа заболевших ковидом.
Лекарство не должно быть опаснее болезни
Очередной виток перманентного (с августа 2013 г.) экономического кризиса в России прогнозировался на эту весну еще в прошлом году. Разумеется, пандемия и предпринятые правительством меры серьезно усугубили ситуацию. Более половины бизнесов под угрозой банкротства, до 70-90% бизнесов (в зависимости от отрасли) могут вообще не открыться, дефицит федерального бюджета может превысить 20%, Астраханская область недосчитается почти трети доходов, ожидается взрывной рост безработицы. По сути, экономические последствия «самоизоляции» еще не наступили – мы их почувствуем к осени.
Поэтому вокруг мер все больше споров – зачем нужен был такой жесткий режим? К началу мая в обществе резко усилилась поляризация мнений: с одной стороны, «ковид-диссиденты» все жестче отрицают опасность вируса и подчеркивают негативные социально-экономические последствия «самоизоляции», с другой – значительная часть населения вошла в состояние глубокой фрустрации и страха заразиться. Как показывает мировая практика, карантинные меры все-таки были нужны и свою роль они сыграли. Именно благодаря жестким карантинным мерам большинство стран уже выходят из кризисного периода пандемии – даже Испания, Италия, Британия постепенно закрывают ненужные госпитали. Нелепые запоздалые сплетни о неких успехах Белоруссии и Швеции автору приходилось неоднократно опровергать в социальных сетях – обе эти страны, затянув с карантином, хлебнули того же, что и все остальные, на кого пришелся первый удар пандемии.

Наказать легче, чем предупредить
Но невозможно отрицать и другое – в российских специфических условиях мы видели явный перекос в сторону карательных мер над предупредительными. Патруль ГИБДД – это не замена санитарному кордону на въезде в область, угроза штрафа – это не замена обсерватору или провизорному стационару для контактных и лиц с подозрением на инфекцию, уборщица со шваброй – это не дезинфектор и т.д. На эту тему много еще можно сказать, но пока отложим.
Хорошо, что постепенно в российской власти возникло понимание: новый вирус пришел в человеческую популяцию навсегда, ждать, что он сам исчезнет бессмысленно, ожидание приведет к окончательному краху экономики и социальным потрясениям и дальнейшее лечение «самоизоляцией» приведет к еще большим потерям и жертвам, чем сама пандемия, поэтому с вирусом надо научиться сосуществовать. Как? Мирного сосуществования явно пока не просматривается.

На войне как на войне
Просто сказать: «Ковид, давай дружить», - не получится. В любом случае придется вспоминать еще советские разработки о жизни в условиях войны с применением оружия массового поражения, в том числе биологического. Еще несколько лет новый вирус не даст нам расслабиться - пока с ним не познакомится примерно 70% населения Земли. И нет никакой гарантии, что через некоторое время к нам не придет другой – еще более контагиозный и летальный. То есть, просто все отменить и жить как раньше, не выйдет. Предприятия торговли, сервиса, другие предприятия и организации придется готовить к постоянной работе в новых условиях. Для этого требуются и деньги, и обучение персонала. Профилактические меры усложнят работу юрлиц, приведут к снижению их прибыли. Конечно, власти с самого начала следовало это бизнесу объяснить, не тянуть резину и надеяться, что эпидемия – раз – и пройдет. Еще два месяца назад бизнесу легче было закупить санитайзеры, лампы-рециркуляторы, генераторы горячего тумана и пр. и пр. Сейчас резервы проедены. То есть, выбранная стратегия была обрывочной, неполной и во многом ошибочной. Но это случилось не только в России – весь мир оказался не готов к пандемии. Теперь ошибки приходится заливать деньгами. Российский бюджет тоже начал деньги тратить и существенные, хотя расходы все равно незначительны по сравнению с развитыми экономиками. Кардинально придется менять здравоохранение. Придется менять и СМИ, которые необходимо переориентировать на просвещение людей. Придется в целом менять модель экономики, поскольку углеводородная модель скончалась.

Куда повернуть: налево или направо?
Так как экономическая фаза «самоизоляционного» кризиса еще только начинается, можно предположить, что выбор российского правительства будет осуществляться между двумя моделями. Первая – «правый разворот» - что-то похожее на НЭП или на 1992 год – дать свободу предпринимательству, резко ослабить фискальный и силовой пресс на бизнес. Этот путь даст довольно быстрый рост экономики, но ослабит влияние аппарата и вызовет недовольство в наименее обеспеченных группах населения, если они не получат достойной господдержки. Второй путь – «левый поворот» - резкое усиление регуляторной функции государства вплоть до регуляции цен и разрастания госсектора экономики – по сути, возврат к советской экономике. Эта модель будет хорошо принята значительной частью населения, но она ведет к очередному краху, который не заставит себя долго ждать. Можно предположить, что наше правительство попытается проехать посередине перекрестка и совместить оба пути, то есть углубить олигархическую монополизацию экономики. По осени подсчитаем результат.