Отдых в Турции снова под угрозой?
16.02.2020 14:35
Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:
Несколько дней назад уже изрядно поднадоевшая российскому читателю и телезрителю сирийская гражданская война перешла на новую ступень эскалации: впервые сирийские и турецкие регулярные части вступили в прямое боестолкновение.
Пока имел место только огневой контакт без прямых наступательных действий друг против друга. Но лиха беда начало… Что произошло, ведь уже казалось, что война, скорое окончание которой президент Путин объявлял уже не раз (а в 2015 г. нам вообще обещали примерно полугодовую победную операцию), вот-вот закончится? И почему вроде бы давно «укрощенный» президент Турции Эрдоган так жестко показал зубы? В ответ на обстрел турецких блок-постов и гибель 5 военных в зоне деэскалации Идлиб турецкая артиллерия нанесла массированный удар по 115 целям, в результате убито более 100 сирийских военных – много по тамошним меркам.Столкновению предшествовала серия провалившихся переговоров Турции и России по зоне деэскалации Идлиб. Последние прошли в Анкаре 8 февраля. А уже 10 февраля стороны открыли огонь. Ранее Эрдоган неоднократно обвинял Россию в невыполнении астанинских и сочинских договоренностей. Тут необходим экскурс в историю.
В мае 2017 года в Астане при посредничестве Казахстана была достигнута договорённость о создании в Сирии четырех «зон деэскалации» - своеобразных заповедников, где правительственные войска Сирии и поддерживающие президента Асада российские и иранские силы не воюют. Ситуация была вынужденной в силу специфики сирийской гражданской войны, где 70% с лишним населения мечтали избавиться от любимого президента. И почти избавились, если бы не Иран и Россия.Население Сирии к началу войны приближалось к 25 миллионам. Целые территории не признавали власть Асадов. После военного вмешательства России и Ирана и наступления перелома в ходе войны несогласному населению надо было где-то жить – ведь оружие в руки взяли от силы 0,5% населения, а остальные 70% - обычные гражданские лица. Им оставалось или бежать из Сирии, что сделали примерно 4 млн. сирийцев, или прятаться в зонах деэскалации, что сделали примерно 6,5 млн. Еще 4,5 млн укрылись в труднодоступных районах сирийской пустыни и в горах.
Вернёмся к зонам деэскалации. Захват такой зоны асадовскими войсками означает пропорциональное увеличение потока беженцев и переселенцев, так как жить под Асадом мало кто хочет. Первой рухнула зона деэскалации в Восточной Гуте – пригороде Дамаска. Уже тогда Эрдоган выражал неудовольствие ведением боевых действий в нарушение Астанинских договоренностей. Затем последовал крах зон в Хомсе (центр страны), южной в Кунейтре (это «ближневосточный Сталинград» 1973 г.) и Дераа. И вот теперь настала очередь последней «астанинской» зоны – Идлиба.
Не стоит заблуждаться по поводу населения Идлиба: ведущая политическая сила в провинции – ветка запрещенной Аль-Каеды. Но светская и более умеренная оппозиция в Сирии была целенаправленно уничтожена в первые годы войны и правительственными войсками с их союзниками и джихадистами. В Идлиб ранее были переселены беженцы из других схлопнувшихся зон деэскалации. Поэтому наступление асадовских войск в Идлибе вызвало такой взрыв бешенства Эрдогана – почти миллион беженцев дополнительно двинулся пешком к турецкой границе, принять еще столько Турция категорически не собирается.
У Эрдогана уже есть недавний успешный опыт военного противостояния с Россией в Ливии. Формально в Ливии наши военные в бой не вступали, а только оказывали методическую помощь армии маршала Хафтара. Но бойцов наших частных военных компаний (ЧВК) на фронте насчитывали от 2 до 5 тысяч, квалификацию «русских» снайперов в Ливии оценили очень высоко. На той стороне фронта были турецкие снайперы.
Мы за несколько последних лет много говорили об ошибках российского вмешательства в Сирии – поставили не на ту лошадь. В итоге наши войска там вместо обещанных примерно 6 месяцев воюют уже пятый год и конца не видно. Самое время вспомнить об этом накануне очередной годовщины вывода наших войск из Афганистана. Ставить на Асада бесперспективно, никто в мире, кроме нас и Ирана, с ним дел иметь не будет. Эта война стоит нам миллиарды, она уже стоила потери двух крупнейших надводных кораблей – авианосец «Адмирал Кузнецов» и крейсер «Москва», скорее всего, из ремонта уже не выйдут. Их замена – это новые миллиарды. А пока будем голосовать за внесение в Конституцию РФ пункта об индексации пенсий. Каждому свое…