Тарифы запутали астраханцев: насколько подорожает проезд в маршрутках в 2020 году
22.12.2019 08:00
Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:
“Новый год еще не наступил, а астраханские маршрутчики уже задирают цены за проезд. Предупреждают, что ездить будем за 25 рублей. В вечернее время вообще уже по полтиннику просят. Как это все понимать?” – такие возмущенные звонки начали поступать от горожан на днях.
Маршрутки для Астрахани как изношенный халат: и носить совестно, и выбросить жалко. Но, как говорится, другого транспорта у нас для вас нет. Синие автобусы, поступившие в город в количестве 50 штук, оказались каплей в море. Не хватает и самих маршруток: они вроде на каких-то бумагах есть, но на линии их нет. “Нерентабельно”, – говорят перевозчики. И поделать с этим ничего нельзя – своего парка ни у города, ни у области нет. Перевозками в регионе занимаются исключительно частники.Регулируемые повысят на рубль?
О том, что стоимость проезда будет расти в течение этого года, было известно еще загодя. Напомним, на 2019 год областная Служба по тарифам (СТ), которая утверждает тарифы в регионе, в том числе и на общественный транспорт, определила предельный тариф на муниципальных перевозках по регулируемым маршрутам в 21 рубль. Для автобусов большой вместимости – 27,5 руб. То есть выше этого предела перевозчики поднимать цену на билеты не могли. Напомним, маршрутки, которые работают по контракту с горадминистрацией по регулируемому тарифу, выделяют литерой “Р”. Эта буква наносится рядом с номером маршрутки.
Для “эрок” и будет, очевидно, СТ устанавливать предельно допустимый тариф на 2020 год. Однако пока сведений, какими они будут, нет. Но с наибольшей долей вероятности стоимость проезда может повыситься традиционно на рубль, говорят перевозчики.
Еще в конце прошлого года частники предупреждали о возможности постепенного повышения в течение года цен за проезд до 25 рублей. Что, собственно, пассажиры некоторых маршрутов уже могут наблюдать. Правда, подорожают билеты, как обещают некоторые перевозчики, в конце декабря и не на всех, даже нерегулируемых, то есть так называемых коммерческих, маршрутах.
Сегодня разброс тарифов, действительно, значительный. Можно встретить маршрутки, где стоимость поездок составляет 19, 20, 21 и 22 рублей. 21 рубль, повторимся, это официально утвержденный тариф для регулируемых маршрутов. Все остальное – это коммерческие цены. Их перевозчики устанавливают самостоятельно.
В последнее время появились и “вечерние” тарифы, действующие с 19.00 или с 20.00 Их тоже определяют предприниматели. На некоторых маршрутках цены варьируются от 35 до 50 рублей.С учётом конкуренции
Как пояснил заместитель руководителя региональной Ассоциации автотранспортников Дамир Булатов, не факт, что все коммерческие маршруты сделают планку в 25 рублей. “Здесь свою роль сыграет фактор конкуренции и востребованности маршрутов”, – пояснил он.
– Если говорить о своих расчетах экономически обоснованных тарифов, которые перевозчики, работающие на регулируемых маршрутах (коммерческие от этого освобождены – прим. ред.), ежегодно подают в областную службу по тарифам, то в этом году они не успели этого сделать. Предприниматели получили предупреждения, и до 1 мая 2020 года их обязали подать в СТ данные на 2021 год.
По нашим предположениям, стоимость проезда может увеличиться на
1 рубль. На межмуниципальных маршрутах стоимость проезда может увеличиться на 6-7 коп./км, – пояснил Дамир Булатов.
По словам предпринимателя, ежегодно СТ утверждает предельные тарифы по собственным выкладкам и без учета фактических расходов перевозчиков, связанных в том числе с удорожанием ГСМ, топлива, запчастей, машин и их ремонта и т.д. “Были годы, когда стоимость проезда вообще не менялась. И реальная инфляция во многом превышала заложенный тариф. В результате мы имеем сейчас годами накопленный заниженный тариф, невыгодный перевозчикам”, – считает он.
Как пояснил замруководителя ассоциации, в городе львиная доля приходится на коммерческие маршруты, тогда как межмуниципальные попали в реестр регулируемых маршрутов. “В этом случае по закону должна быть частичная или полная компенсация перевозок. Однако начиная с 2016 года, когда федеральный закон о пассажирских перевозках вступил в силу, с перевозчиками контрактов не заключали, следовательно, не выплачивали и дотаций”, – сказал он.Страдает пригород
Это в свою очередь приводит к дефициту пригородных маршруток, на который жалуются астраханцы. Отчасти это было подтверждено и на недавнем думском профильном комитете.
Депутаты отметили, что четкого механизма организации перевозок по межмуниципальным маршрутам нет, 17 маршрутов существуют номинально. На самом деле они не выходят на линии из-за нерентабельности. В частности, было предложено дотировать такие маршруты и предусмотреть эти расходы в бюджете.
По информации Дамира Булатова, в области работает порядка 2000 маршруток. Полторы тысячи из них приходится на город. Из этого числа порядка сотни – на регулируемых маршрутах. Так что, вероятнее всего, расходы астраханцев на общественный транспорт в следующем году значительно вырастут.