Весна пришла. Что ждет астраханских рыбаков
Судя по всему, зима в этом году смогла победить осень всего на пару недель, да и то как-то неубедительно, и плавно, не дожидаясь марта, перетекла в весну. Конечно, ещё очень вероятны сюрпризы в виде морозов и ветра, однако изменения в природе, в частности, почки на деревьях и поведение птиц, красноречиво указывают на окончание зимы.
Редкие остатки торосов
В минувшие выходные мне удалось побывать в раскатной части дельты, в Камызякском районе, там, где заканчивается растительность и начинается бескрайняя водная гладь Каспийского моря. Лишь редкие ледяные поля – остатки торосов – белыми пятнами бросаются в глаза, а на воде можно наблюдать тысячи и тысячи уток и лебедей, уже появились бакланы, серые и белые цапли. Птица откармливается в раскатной части дельты перед дальней дорогой на север и ждёт, пока выше и восточнее Астрахани растает лёд на водоёмах. Кто-то, как лебеди-кликуны, полетит в тундру на север, другие водоплавающие устремятся на восток, в Казахстан и Сибирь.
Силовики грозятся навести на воде порядок
А промрыбаков ждет путина. Пограничники медленно, но верно превращаются в полицейских – вместо охраны границы они борются с местным населением, пытаясь навести порядок и дублируя функции рыбоохраны, полиции и других природоохранных органов.
С одной стороны, это хорошо – люди они государевы и не дело им бездельничать, раз уж их тут целая армия, надо, как говорится, хлеб отрабатывать. С другой стороны, как-то не очень понятно, что пограничники делают вдалеке от границы? Среди браконьеров ходят слухи, что они будут теперь работать не только по всей дельте, но и выше Астрахани по Волге, вплоть до Волгограда. Понятно, что эта информация оптимизма им не прибавляет, как и тем же рыбакам-любителям, которых пограничники тоже теперь имеют право проверять на предмет соблюдения норм вылова и допустимых размеров. Более того, у многих иногородних рыбаков эта информация уже отбила охоту приезжать к нам на заготовки. А некоторые астраханцы теперь считают, что ехать на Кигач за судаком, чтобы поймать пять килограммов, смысла нет, дешевле купить его на рынке. В общем, гром пока не грянул, но уже все испугались, и в этом тоже есть положительный момент, ибо профилактика правонарушений важнее борьбы с ними.
Как ранее писал КаспийИнфо, до 1 апреля астраханским рыбакам надо будет оборудовать техническими средствами контроля (ТСК) баркасы-рыбницы, которые круглосуточно находятся в пограничных водах и ходят в темное время суток. Этими же средствами должны быть оснащены дежурные лодки на брандвахтах, а также лодки руководителей рыболовецких компаний. Приказ директора ФСБ №454 от 7 августа 2017 года об установке средств позиционирования на суда, находящиеся в пограничных водах, вступил в действие еще год назад. Однако астраханским рыбакам пошли навстречу, и в 2018 году они работали без ТСК. По словам начальника астраханского погрануправления Андрея Кузнецова, решили не обязывать рыбодобытчиков оборудовать средствами технического контроля брандвахты. «Единственное требование, которое осталось, – уведомить погрануправление о координатах местоположения брандвахты и при каждой смене места ставить нас в известность», — сказал Кузнецов. На суда-метчики, которые ходят вокруг брандвахт и устанавливают неводы, ТСК договорились тоже не ставить.
У промрыбаков должно быть теперь два журнала
По телефону мне удалось пообщаться со знакомым рыбаком из села Цветное Володарского района. По его словам, документы у них уже на руках и на путину они выйдут уже сегодня, 1 марта. Он пожаловался, что с каждым годом их всё сильнее и сильнее зажимают. Теперь вместо одного журнала им необходимо вести два. Один – по крупному частику: щуке, судаку, сазану, сому, жереху и лещу, другой – по мелкому: краснопёрке, густере, вобле и другой мелочи. Он высказал вполне небезосновательное предположение, что в ближайшие годы им в бударке придется возить компьютер, контрольно-кассовые машины и датчики ГЛОНАСС, а также видеорегистраторы с выходом в интернет, чтобы вести круглосуточное наблюдение за тем, чем они там занимаются в своей бударке.
На котёл, по его словам, они теперь имеют право взять не более пятнадцати килограммов рыбы и только при наличии квитанции от рыбодобывающего предприятия, в которой указано, что рыба эта куплена ими в счёт зарплаты.
С одной стороны, их жалобы на притеснения вполне обоснованы, а с другой, все знают, что происходит на каналах дельты и в раскатной части на зимовальных ямах вне путины и во время неё.
По Белинскому банку ямы буквально выбивают в декабре, в том числе с применением электроудочек, да и на других банках похожая картина. Даже зимой, когда нет путины, на раскатах полно секретов, которые стоят не на колах, а на чипчиках, чтобы их не было видно. И ставят их те же промрыбаки втихаря. Понятно, что все хотят заработать, но рыбе тоже надо давать передышку, иначе мы все – и промрыбаки, и любители, и туроператоры – в ближайшем будущем будем сидеть на мели и искать работу в Москве, конкурируя с приезжими из Средней Азии.