Расстрельная должность. Почему астраханцев обрадовал уход Спирина и что делать новому министру здравоохранения

Король умер, да здравствует король?

22.08.2021 15:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Наконец оно случилось! Вероятно, самое долгожданное за последний год для астраханской общественности, особенно медицинской, событие – отставка министра здравоохранения области Алексея Спирина. Событие настолько долгожданное, что по социальным сетям даже загуляла шутка: день отставки Спирина астраханские медики будут отмечать как второй День медицинского работника.

Назначен новый министр, - Александр Буркин, астраханцам давно известный, имеющий обширный бэкграунд работы в астраханском здравоохранении – от главного врача ОИКБ до первого замминистра. Честно скажем себе – после того, что творилось последние полтора года – должность расстрельная, любой шаг нового министра изучаться будет и через микроскоп, и через телескоп. Причём шагов и результатов общество ждать будет быстрых. Сейчас кредит доверия Буркину велик, но вряд ли его хватит надолго, публика ждать не привыкла, а проблемы в региональной медицине накопились системные, и возникли они – честно скажем себе, не только во времена правления Спирина (хотя он их усугубил до абсурда).

Поскольку мне часто пишут и звонят коллеги, попробую эти проблемы сгруппировать.

Первое. Астраханское здравоохранение живёт в доцифровой эпохе, врачи жалуются на резко возросший документооборот на бумаге, он отнимает бездну времени, при текущей перегрузке и нехватке врачей – это катастрофа и решать задачу упрощения процедур учета необходимо в пожарном порядке.

Второе. Логистика (или как сейчас модно выражаться в здравоохранении - «маршрутизация»). Проблема, по сути, сводится к территориальному распределению сил и средств на территории области и областного центра и организации работы скорой. В результате врач в дорогущей машине банально стоит в очереди часами, вместо того, чтобы ехать на следующий вызов, даже если состояние больного не требует непрерывного врачебного наблюдения.

Третье. Хотя по России уже начался сезонный спад ковида, в Астрахани сохраняется стабильно высокий уровень заболеваемости, это говорит о неудовлетворительной работе по эпидцепочкам и это – в первую очередь, сфера ответственности Роспотребнадзора и лишь во вторую – минздрава. Чтобы не возвращаться сейчас к Роспотребнадзору, отмечу, что организация дезинфекционного процесса (именно процесса, а не обрывочных акций) и разделение потоков инфекционных/соматических больных – на его совести, как бы он не отписывался.

Четвёртое. Хроническое недофинансирование медицины – проблема не только регионального, но и федерального уровня. У нас есть депутаты Госдумы и сенаторы – им надо срочно озаботиться «коэффициентом дифференциации», для Астраханской области он установлен федеральным законом в размере 0,3333, это означает, что областной бюджет на страхование одного неработающего платит в Фонд ОМС в 3 раза меньше, чем работодатели за одного работающего, это один из механизмов хронической задолженности больниц, плюс сама работа Фонда вызывает вопросы, например, хотелось бы получить как можно скорее ответ – почему в Астрахани закрылся центр ПЭТ-КТ и нашим онокобольным (или с подозрением на онкологию) теперь надо ездить в соседние регионы. По той же причине резко, по сравнению с 2019 годом, усечена программа диспансеризации-скрининга на раннее выявление онкологии.

Пятое. У нас уже давно существует некий «экспертный совет по реформе здравоохранения», но ни слова даже о контурах предстоящей реформы мы не слышали, а пора бы уже. Или разговоры о реформе ведутся ради разговоров?

Список можно продолжить, но вывод очевиден – минздрав в целом отвечает за все, но и «смежники» чрезвычайно сильно влияют на качество медицинской помощи населению, поэтому «смежники» должны быть ровно настолько же постоянно в сфере общественного внимания, как и минздрав.

Подождём первых шагов нового министра, как потомственный инфекционист и эпидемиолог, он просто обязан разобраться в ситуации. В ближайшие месяцы мы поймём, пошли ли процессы в астраханском здравоохранении по ожидаемому обществом пути, пока же, предлагаю не ослаблять внимание, но дать возможность новому руководству минздрава показать свои намерения и возможности. И про «смежников» не забываем, они не должны оставаться в тени.