Жители Казани организовали "народное такси" в ответ на qr-коды в общественном транспорте

Чем это грозит татарстанцам

01.12.2021 20:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

В столице Татарстана наличие QR-кода для поездки в метро, автобусах и трамваях стало обязательным с 22 ноября. В первый же день действия этого правила в городе были отмечены сбои в работе общественного транспорта. Не обошлось и без конфликтов и рукоприкладства: одному из кондукторов пассажир, не имеющий кода, брызнул в лицо из перцового баллончика, другому контролеру в потасовке сломали нос.

Согласно данным казанской мэрии, 29 ноября в метро и наземном транспорте было выявлено 170 пассажиров без QR-кода, в то время как неделю назад совершить поездку не смогли почти 2,5 тыс. человек.

После введения в Татарстане обязательных QR-кодов для поездок в общественном транспорте в столице региона распространилось так называемое "народное такси".

В телеграм-чатах люди ищут попутки с частниками, чтобы добраться до дома, института или работы. На улице останавливаются и случайные проезжие машины по "ковидному паролю" — поднятая рука и маска на ней. 

В чатах сочувствующие татарстанцам без qr-кода автомобилисты указывают маршрут своей поездки, а пассажиры договариваются с ними о времени и месте встречи.

«Газета.Ru» изучила чаты «Попутчик квартал», «Район Азино», «Подвези товарища Вахитовский», «Попутчик Авиастрой», «Кировский-Московский», «Приволжский», «Советский» и прочие. Как следует из названия, каждый чат относится к определенному району города, в среднем аудитория каждого такого сообщества составляет от 100 до 11 тыс. человек. Такие чаты сейчас есть в каждом районе Казани. За день в каждый из них приходит по 200−300 сообщений.

«Обычно никто за проезд денег не просит. Если мне предлагают какую-то сумму, я не отказываюсь, но сам не требую. В последние дни стал специально ездить на работу не привычным путем, а по автобусному маршруту: за поездку троих-четверых людей подвожу. Также договариваемся в чате о времени и месте встречи, могу подождать немного, если не тороплюсь никуда. Полиция пока не трогает: один раз остановили, проверили документы и отпустили без расспросов», — рассказал казанский водитель.

Подобные народные инициативы существуют, пока есть определенный общественный запрос, но он быстро сойдет на нет, уверен вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Далеко не всем удобно подстраиваться под чужой график, искать альтернативные способы передвижения.

«Такие поездки — это временное явление, альтернативой общественному транспорту они точно не смогут стать. На стороне автобуса или метро удобство, выраженное в регулярности и прогнозируемости расписания, а также понятном маршруте, — подчеркнул он в беседе с “Газетой.Ru”. —Толчком к сворачиванию антиваксерского “такси” может стать первый же криминальный инцидент, когда пассажир приедет не на указанный адрес, а в ближайший лес».

В этом случае ГИБДД станет давить на водителей-добровольцев, и благотворительность быстро закончится, заметил вице-президент НАС. По его словам, полицейские вполне могут использовать подсадных сотрудников, как неоднократно делали в отношении таксистов-нелегалов.

«Если водитель возьмет предложенные деньги, то она сразу попадает на целый букет нарушений: от занятия незаконной предпринимательской деятельностью и осуществления пассажирской перевозки без лицензии до отсутствия специальной страховки для пассажиров такси. По сумме нарушений штраф может составить десятки тысяч рублей», — предостерег Шапарин.