Без ТО лодку на воду не спустишь. Как пройти освидетельствование по новым правилам
Самое важное
С 1 марта в России вступил в силу регламент освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Дело это новое, а в нашем регионе в личном владении находится огромное количество моторок и катеров. Своим опытом с читателями «КаспийИнфо» поделился Александр Дмитриев, который первым в области прошел техосмотр с новым мотором "Ямаха" 40 л.с. Также мы задали несколько вопросов руководству Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС РФ по АО и получили официальные ответ.
- Водномоторников в нашем регионе в достатке, поэтому, надеюсь, информация будет полезна. Так уж совпало, что приобрел я новую лодку с новым мотором в январе 2022 г. и сразу зарегистрировал ее в ГИМС. Получил на руки судовой билет (синий лист А4). По поводу техосмотра инспектора ГИМС посоветовали обращаться позже, после начала навигации. Не забыли упомянуть, что без ТО (освидетельствования) лодку на воду спускать нельзя. Хорошо. Время есть, клеим номера, оснащаем лодку и т.д. Ждем тепла.
В начале марта подаю заявление через портал Госуслуги на прохождение освидетельствования маломерного судна. Здесь проблем никаких: заполнил заявление, отправил, услуга бесплатная. День ожидания - и звонок из ГИМС, вежливо объясняют, что есть технические сложности с новым регламентом, но тем не менее просят приехать с документами. Ок. Еду. Сотрудники технадзора вносят документы в специальную программу, дело новое, поэтому идет не без трудностей. К вечеру позвонили, сказали: документы прошли, назначили дату освидетельствования.
В назначенный день лодка на прицепе, еду в ГИМС, спускаю лодку на воду, сотрудники газоанализатором проводят замеры СО2 (у новой необкатанной "Ямаха" 2т показал 3,8 при предельном значении 4,8), осмотр лодки, оснащения и т.д. Времени заняло минут 30. Далее сказали ждать звонка. Дня через три позвонили. Результат готов, заехал забрал судовой билет в электронном виде (дополнительно распечатали на бумаге) с отметкой о прохождении ТО плюс распечатанный Qr-код. Как я понял, именно его теперь нужно возить в лодке.
Ну что сказать: сложная процедура, которая, по моему мнению, явно требует увеличения числа сотрудников, улучшения технической базы, создания условий для прохождения ТО. Боюсь представить, как инспектора ГИМС справятся с наплывом всех желающих его пройти. Представляю, сколько негатива польется в их адрес от граждан. Справедливости ради хочу отметить, что подразделения ГИМС на местах стали тоже заложниками «сырого» регламента. Лично у меня от общения с сотрудниками остались только положительные впечатления. Сотрудники ГИМС в рамках своих полномочий сделали все, что могли и максимально быстро, как это только возможно. Поэтому, господа водномоторники, наберитесь терпения и выдержки. Очень хочется надеяться, что в ближайшее время система наладится. А пока мне посчастливилось первому в области пройти ТО по новым правилам. Всем удачи на воде.
Процедура освидетельствования в вопросах и ответах
- Правда ли, что для прохождения техосмотра необходимо везти лодку в ГИМС и спускать ее там на воду?
- В целях предоставления государственной услуги осуществляется прием заявителей по предварительной записи посредством Единого портала, телефонной связи либо при личном обращении заявителя в ГИМС МЧС России (п. 68 регламента).
В случае невозможности перевозки или перемещения негабаритного маломерного судна с применением транспортного средства для проведения освидетельствования маломерного судна заявитель вправе обратиться в ГИМС МЧС России с просьбой о выезде мобильной группы ГИМС МЧС России на место стоянки маломерного судна. Выезд мобильной группы ГИМС МЧС России осуществляется по согласованию с заявителем и при наличии такой возможности (п. 94).
Для предоставления государственной услуги используется участок водной акватории, находящийся вне судового хода, закрытый для движения других судов и купающихся, имеющий причал с возможностью безопасно размещать на борту маломерного судна балласт, глубиной, исключающей касание корпуса маломерного судна или его выступающих частей о грунт (п.47). Следовательно, процедура освидетельствования м/судна предусматривает предъявление судна на водной акватории.
Предоставление государственной услуги осуществляется на пунктах освидетельствования маломерных судов, которые включают в себя:
- помещение для хранения и оформления документов; вывеску "Пункт освидетельствования маломерных судов";
- причал для безопасной стоянки маломерных судов;
- водную акваторию, безопасную для проведения испытаний на мореходные качества;
- оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна;
- газоанализатор;
- специально оборудованную площадку для определения главных размерений маломерного судна;
- индивидуальные спасательные средства и медицинскую аптечку;
- информационный стенд с выписками из нормативных документов и информацией о распорядке работы (п. 45).
Предоставление государственной услуги может осуществляться на передвижных пунктах освидетельствования маломерных судов, которые организуются на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов или других пригодных для этих целей местах (п. 46).
Таким образом, везти лодку на стоянку ГИМС необязательно, инспектора будут, как и раньше, при необходимости выезжать на водоемы по месту нахождения судов, которые необходимо освидетельствовать. По г. Астрахань разработан график проведения техосвидетельствования на базах-стоянках (лодочных станциях), в районах области также подготовлены графики выезда в села и организации.
- Правда ли, что если мотор новый, его необходимо обкатать перед замерами выхлопных газов? Если да, то как обкатать мотор, если без техосмотра эксплуатировать лодку и мотор нельзя?
- Одним из критериев принятия решения о допуске моторного маломерного судна к плаванию является проверка на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ не более 4,8% СО, проверяемого газоанализатором, предусматривающего одним из условий эксплуатации температурный режим окружающего воздуха от 0 до 40оС. Это требование присутствовало и в предыдущем Регламенте, не было газоанализаторов.
Вопросы предоставления на освидетельствование и использования «обкатанного» или «необкатанного» подвесного лодочного мотора в указанном Регламенте отсутствуют и не являются требуемой нормой ГИМС при освидетельствовании м/судна. Предполагаем, что это чье-то частное мнение, опубликованное в интернете.
- Можно ли пройти процедуру в районных подразделениях ГИМС?
- Заявитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, а также за получением результата предоставления государственной услуги в любую ГИМС МЧС России в пределах территории Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его адреса регистрации по месту жительства (пребывания) (для физических лиц) либо адреса в пределах места нахождения (для юридических лиц) (п. 55 Регламента). Как и прежде, государственная услуга по освидетельствованию м/судов предоставляется всеми районными отделениями ГИМС МЧС России по Астраханской области в штатном режиме.
- Промрыбаки и туристические базы тоже должны везти катера и лодки на техосмотр в ГИМС?
- В случае невозможности перевозки или перемещения негабаритного маломерного судна с применением транспортного средства для проведения освидетельствования маломерного судна заявитель вправе обратиться в ГИМС МЧС России с просьбой о выезде мобильной группы ГИМС МЧС России на место стоянки маломерного судна. Выезд мобильной группы ГИМС МЧС России осуществляется по согласованию с заявителем и при наличии такой возможности (п. 94 Регламента). В районных отделениях и участках ГИМС разрабатываются (уже разработаны) графики выездного техосвидетельствования по селам и организациям. См. ответ на первый вопрос.
- Как вы планируете реализовывать новый регламент? Будут ли проблемы?
- С 01.03.2022 по всем государственным услугам, которые оказывает ГИМС, вступили в силу новые регламенты. Они сопровождаются вновь разработанным программным обеспечением. Цель данных регламентов — централизация и формирование единых баз данных по всей стране. Все данные по судам и судовладельцам загружаются в федеральную базу, возможность (или невозможность) оказания госуслуги определяет программа. В ходе работы с новым программным обеспечением выявляются его ошибки, несоответствия, недоработки, которые устраняются по ходу работы через центральный аппарат ГИМС (г. Москва). Поэтому на данном этапе госуслуги оказываются несколько медленнее, чем хотелось бы и судовладельцам, и инспекторам ГИМС. После отладки и настройки системы госуслуги будут предоставляться в привычном режиме.
СПРАВКА. Административный регламент предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденный приказом МЧС России от 15.08.2021 г. 567 (зарегистрирован в Минюсте), регулирующий предоставление госуслуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, вступил в силу с 1 марта 2022 г.