Цензоры сначала запретили. На сцене ТЮЗа - «Доходное место»
Как устроиться на доходное место и стоит ли? Суть пьесы «Доходное место» Александра Островского четко отражена в названии. Написал он ее в 1856 году, и с того времени пьеса до сих пор актуальной тематики не сходит со сцен театров. В год 200-летия со дня рождения драматурга «Доходное место» появилось и в репертуаре Астраханского ТЮЗа.
Каждое слово поёт
Для постановки пригласили московского режиссера Наталью Ковалеву. Это уже ее третья работа в ТЮЗе. «Отцы и дети» Тургенева и «Драма на охоте» Чехова весьма востребованы зрителями. Главное отличие нынешней постановки в том, что это изначально пьеса, а не как в предыдущих случаях - повесть или роман. На пресс-конференции Ковалева рассказала, что работалось по-другому, поскольку сам конфликт уже заложен драматургом.
Заниматься инсценировкой было труднее: надо думать, как из одной сцены попасть в другую.
А еще отметила, что строго придерживалась текста пьесы. По мнению Ковалевой, осовремененные спектакли, в которых размыты смыслы, создают вульгарные отношения с автором: «Мы должны уважать и литературу, и зрителей». Режиссером сохранен великолепный язык пьесы Островского. Ведь у него «каждое слово поет» и «если чуть-чуть переставить слова, уже не звучит». Поэтому-то пьесы русского драматурга и не всегда получается поставить за границей. Архаика, кстати, при просмотре спектакля не ощущается. Но при всем при том постановка задумывалась не как «бытовой Островский». И осуществилась.
Карусель страстей
На сцене не сменяются традиционно декорации комнат. Художник-постановщик Олег Молчанов (Санкт-Петербург) заявил, что коллизии пьесы вполне современны - любовь, предательство, жадность, меркантильность. Из этого и появилась идея движущейся сцены, карусели страстей человеческих: «Человек запрыгивает и не в силах соскочить с нее».
Более чем полтора столетия назад 33-летний драматург задумался: если взятки становятся нормой жизни, что ждет мздоимцев? И показал свой вариант. Пьесу цензоры сначала запретили. На московской сцене «Доходное место» появилось только через шесть лет.
Помимо «производственных отношений», есть и любовь, как поддельная, так и настоящая. Идеалист Жадов не ищет доходного места, не хочет брать взятки, как его дядюшка, начальник, коллеги. После того как он прожил несколько месяцев с молодой женой, Полина, наблюдая богатую жизнь своей сестры с мужем - сослуживцем Жадова и по наущению матери, вынуждает своего мужа идти на поклон к дяде. Однако там уже грянул гром, и чиновники в панике уничтожают бумаги, опасаясь приближающейся расплаты.
Тургенев, Чехов, Островский… Кто следующий?
В спектакле заняты актеры ТЮЗа Сергей Мартемьянов, Станислав Журавлев, Кирилл Соболев, Александра Цибулько, Виктория Яхтина и другие.
Постановка получилась интересной, как это бывает всегда, когда постановщику удается не только воплотить свои режиссерские идеи, но и суметь слаженно организовать актеров. Тем, кому нравятся спектакли Ковалевой (и игра артистов ТЮЗа в них), сообщаем приятную новость: предполагается, что произведение Островского не станет последним в ряду ее астраханских постановок.
Для московского режиссера Натальи Ковалевой это уже третья работа в Астраханском ТЮЗе. Главное отличие нынешней постановки от предыдущих «Отцы и дети» и «Драма на охоте» в том, что «Доходное место» - изначально пьеса.