Кто останется без детских пособий с 1 июня 2024 года. Посмотрите, подходите ли вы по параметрам

18.05.2024 08:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

С 1 июня изменяются правила назначения единого детского пособия. Что меняется и к чему это может привести?

Весомая поддержка
Для начала напомним, что единое пособие для семей с детьми от 0 до 17 лет было введено в январе 2023 года. Пособие назначается семьям с учетом оценки нуждаемости, и главный критерий этой оценки — размер среднемесячного среднедушевого дохода семьи за 12 месяцев, предшествующих дате подачи заявления на пособие. Если он меньше величины регионального прожиточного минимума на душу населения, то при соблюдении других условий (в частности, состава имущества и правила нулевого дохода, но сейчас не о них) семья получает право на пособие. Размер выплаты на каждого ребенка может составлять 50%, 75% или 100% прожиточного минимума на детей в регионе.

Единое пособие играет огромную роль в поддержке нуждающихся семей с детьми в стране. В настоящее время его получают почти 11 млн российских семей. В Астраханской области, например, по данным регионального отделения Социального фонда РФ, на сегодняшний день его получают родители 104,2 тысячи  детей. Размер пособия, в зависимости от доходов семьи, составляет 7648,50, 11472,75 или 15297 рублей на ребенка. Прожиточный минимум на душу населения в Астраханской области (порог нуждаемости — величина среднедушевого дохода) в настоящее время равен 14 989 рублям.

Как рассчитывается размер пособия
В соответствии с Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, утвержденными постановлением правительства РФ № 2330 от 16.12.2022, пособие назначается семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума в регионе на душу населения. Базовый размер пособия составляет 50% регионального прожиточного минимума на детей. Если при назначении базового размера среднедушевой доход семьи вместе с пособием все равно будет меньше прожиточного минимума, то размер пособия увеличивается до 75%, а если и 75% окажется недостаточно для достижения прожиточного минимума, то размер пособия вырастает до 100%.

Примеры расчета мы приведем ниже.

Хитрая лазейка
Теперь к сути нашего разговора. В расчет величины среднедушевого дохода, помимо зарплат, пенсий, стипендий и прочего, включены и алименты. В действующих сейчас правилах расчета дохода порядок их учета не прописан, поэтому Соцфонду приходится как бы верить на слово родителю — сколько напишет в заявлении, столько и учтут (исключение — выплаты по исполнительным листам, данные о которых Соцфонд получает от судебных приставов). Понятно, что заявителю выгоднее указать как можно меньшую сумму своих доходов — ведь чем меньше среднедушевой доход, тем больше величина пособия, не говоря уже о том, что сам доход не должен превышать прожиточный минимум.

Этим пробелом не преминули воспользоваться «предприимчивые» граждане еще в 2022 году, когда пособие выплачивалось на детей от 3 до 17 лет. В целях уменьшения официального среднедушевого дохода родители начали разводиться, после чего неработающие или мало получающие матери-«одиночки» стали подавать заявление на пособие, алименты указывали по своему усмотрению или вообще не указывали, и им пособие назначали, хотя «разведенные» продолжали по-прежнему жить вместе.

Развод на разводы
На проблему обратили внимание в Счетной палате РФ, где увидели, что в 2022 году  на Северном Кавказе наблюдался аномальный всплеск: там число браков по сравнению с предыдущим годом сократилось на 9,2%, в то время как в целом по России выросло почти на четверть, а разводов — возросло на 24,1% (по стране в целом — всего на 4,6%). Пик был зафиксирован в Чечне (рост разводов на 64,6% при сокращении браков на 56,6%), Дагестане (рост разводов на 21,8%) и в Карачаево-Черкесии (на 17%). Такие данные приводил «Ъ» со ссылкой на Росстат. В 2023 году картина была следующей: количество разводов в Карачаево-Черкесии и 
Чечне уменьшилось (на 18,4% и 24,6% соответственно), в Дагестане — продолжало расти (+8,9%), но число браков сильно упало во всех трех республиках: в Карачаево-Черкесии — на 20,7%, в Дагестане — на 24%, в Чеченской республике — на 36,2%. 

Эти цифры (по итогам 2022 года) встревожили правительство, и Минтруд предложил решить проблему изменением порядка расчета алиментов в доходах разведенных родителей. Такой документ (изменения в правила назначения и выплаты пособий) был разработан, и в конце 2023 года появилось постановление правительства № 2010 от 28 декабря. Но вступление его в силу отложили до 1 июня 2024 года, чтобы все успели подготовиться.

Алименты на минималках
В чем же суть этих нововведений? Если есть решение суда о назначении алиментов при разводе, то они будут учитываться по объему реально уплаченных сумм (например, присуждено 10 тысяч в месяц, а бывший муж выплачивает всего 2 тысячи). Эти данные заявитель может указать самостоятельно, если исполнительное производство по решению суда не возбуждено. Если решение суда было передано в службу судебных приставов (ФССП), то Социальный фонд получит эти данные у ФССП без истребования сведений с заявителя.

А вот если таких данных нет или разведенные договорились об алиментах без суда полюбовно (устно или письменно, в том числе оформив нотариально заверенное соглашение), то также учитывается указанная заявителем сумма, но с одним нюансом: в любом случае она не должна быть меньше предусмотренных Семейным кодексом РФ минимальных гарантий. Это четверть МРОТ на одного ребенка (сейчас - 4810,5 руб.), треть МРОТ на двоих детей (6 414 руб.) или половина МРОТ на трех и более детей (9 621 руб.).

Посчитаем. Прослезимся?
Итак, как грядущие изменения могут повлиять на количество получателей детских пособий или на их размеры? Рассмотрим на примерах.

Предположим, разведенная полтора года назад женщина с двумя несовершеннолетними детьми, проживающая в Астраханской области, подает заявление на пособие. Пусть официальные доходы этой неполной семьи за предыдущие 12 месяцев составляют 191 160 рублей, в среднем 15 930 руб. в месяц на троих и 5 310 руб. на члена семьи. В заявлении мама указывает, что алименты не получает и в суд за ними не обращалась. По действующему сейчас порядку ей должны назначить пособие на каждого ребенка по максимуму, то есть 100% регионального прожиточного минимума на детей (15 297 руб.), поскольку, если дать 75% (11 472,75 руб.), то даже с учетом этого пособия (22945,5 руб. за двоих детей) среднедушевой доход семьи составит 12 958,5 руб. ((15930 + 22945,5) : 3 = 12958,5), что ниже прожиточного минимума на душу населения в регионе (14 989 руб.).

С 1 июня ситуация изменится: в доходы нашей «героини» по умолчанию за все предыдущие 12 месяцев (она в разводе больше года) включат минимальные алименты за двоих детей в размере 6 414 руб в месяц, и тогда среднедушевой доход увеличится до 7 448 руб.: (15930 + 6414) : 3 = 7448 (22344 руб. на всю семью). В этом случае ей дадут пособие в размере уже не 100, а 75%, то есть 11 472,75 руб. на каждого ребенка, поскольку с учетом этого размера пособия (22945,5 руб. за двоих детей) средний доход уже превысит прожиточный минимум на душу населения: (22344 + 22945,5) : 3 = 15096,5 руб.

Как видно из этого, даже при очень низком официальном среднедушевом доходе «принудительная» прибавка минимального размера алиментов с 1 июня может существенно «срезать» размер пособия, а в отдельных случаях в пособии вообще могут отказать, если среднедушевой доход с учетом алиментов превысит прожиточный минимум. 

На оценку нужно время

Как полагают в Минтруде, нововведения должны помочь в борьбе с фиктивными разводами и мотивировать матерей-одиночек максимально задействовать процесс вовлечения второго родителя в участие в содержании детей, в том числе через заключение соглашений с реальными суммами алиментов или судебные процедуры.

Но об эффективности принимаемых мер по борьбе с искусственным занижением доходов ради получения пособия можно будет судить, пожалуй, не раньше начала следующего года.