Театральный сезон в Астрахани завершился соревнованием премьер. Что ждет в следующем

30.06.2024 20:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Июнь стал в Астрахани самым театральным месяцем года. Три театра (драматический, ТЮЗ, оперы и балета) подарили астраханцам пять интереснейших премьер и три великолепных гастрольных спектакля одного из лучших театров страны по фестивальным наградам - Новокузнецкого драматического. 

Остросовременные премьеры  

И это не считая премьер в активизировавшихся в последнее время частных театрах-студиях и театре кукол.

Наверное, правильнее было бы назвать июньский театральный марафон даже не соревнованием, а парадом премьер. Все они без преувеличения достойны восхищения, почитайте восторженные посты театралов в соцсетях. Все остросовременны и поставлены в актуальном сейчас новом формате, который иногда называют неоклассикой.

Это подчёркнуто и жанром спектаклей: «Евгений Онегин» Астрадрамы - экскурсия по роману, «Капитанская дочка» ТЮЗа - семейная легенда, которая неотделима от преувеличений, некоторой сказочности, балет «КаренинА» - это по сути и авторский балет интереснейшего хореографа Веры Арбузовой, и опера, причём на музыку не одного, а семи композиторов: Рахманинова, Моцарта, Листа, Бриттена, Респиги, Монтеверди и Левашкевича.

И даже, казалось бы, абсолютно советская классика, спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», поставленный в ТЮЗе приглашённым режиссёром Юрием Ардашевым, который на заре карьеры работал в театре на Таганке с Юрием Любимовым, тоже новаторски осовременен необычной сценографией.

На события, происходящие в спектакле, мы смотрим в том числе и глазами солдат с величественного символического монумента на сцене. Он обрамляет комнаты, в которых в тылу, далеко от фронта происходит действие спектакля. И поэтому всё сказанное героями спектакля Ардашева приобретает новый смысл, мы оцениваем каждое слово иначе, не только как драматург. И невольно сравниваем происходящее в прошлом веке с нашим временем и с героями и антигероями наших дней.

Пушкин в масках

И каждый премьерный спектакль, как мне кажется, это и новое слово в российской режиссуре, которое, конечно же, не останется незамеченным. Например, «Евгений Онегин», который поставил в Астрадраме заслуженный артист РФ Александр Огарёв.
Вот представьте: по сцене прогуливается экскурсионная группа. Это же экскурсия по страницам романа! Группа с экскурсоводом останавливается перед памятником героям романа - Онегину и Татьяне, идёт дальше. А Онегин и Татьяна сходят с пьедестала и оживают! А потом на сцену выскакивает юный, неугомонный и вечно влюблённый Пушкин! Появляется и его великолепная Муза. Ларины пекут блины и угощают зрителей. Вы бы хотели попасть на такой спектакль?

В соцсетях театральные блогеры пишут: «Спектакль невероятно силён по эмоциональному воздействию, он кинематографичен, эклектичен, иммерсивен, уникален… Сделать классику современной - это свидетельство мастерства… Спектакль Огарёва - гимн пушкинскому слову… На эту прогулку по роману надо обязательно пригласить экспертов «Золотой маски».

Согласна! В Астрадраму нужно обязательно пригласить экспертов «Золотой маски»! Одно досадно: пока на спектакль нельзя пригласить учащихся девятых классов, чтобы провести в театре урок литературы по этому роману. У спектакля пока возрастное ограничение 16+… Может быть, его стоит снизить? Мне кажется, после этого спектакля школьники будут совершенно иначе воспринимать и Пушкина, и литературу, изучаемую в школе, и театр.

Так же по-новому смотрит на произведение Пушкина «Капитанская дочка» и молодой режиссёр Константин Денискин. Он совершенно справедливо обратил внимание на то, что сам писатель считает своё произведение семейной легендой, которая немыслима без преувеличений, сказочности. Это отнюдь не исторический роман! Кто бы позволил, например, офицеру царской армии путешествовать в одиночку по тылам армии Пугачёва?! Или каким образом невеста Гринёва, как в сказке, попадает вдруг на аудиенцию к царице?!
Почему же Пушкин, один из первых писателей в России изучавший восстание Емельяна Пугачёва, пишет не историческую повесть, а по сути сказку? Мне кажется, от его внимания во время путешествия по сибирским крепостям не ускользнули сохранившиеся до наших дней медные пугачёвские монеты, датированные 1772 годом, хотя пугачёвское восстание началось в 1773 году и продлилось до 1775 года.

Кто же за год до восстания Пугачёва чеканил будущие деньги войска, которые шли на оплату жалования примкнувшим к нему служивым, содержание пугачёвских судов, полиции в захваченных городах? Это вопрос скорее риторический. 

Но Пушкин на свои вопросы ответов не получил, материалы суда над не умеющим даже читать Пугачёвым были засекречены, доступ к зарубежным архивам для Пушкина был закрыт. А он перед последней дуэлью рвался во Францию, полагая, что там может узнать правду о Пугачёвском восстании.

Именно поэтому Пушкин скорее всего и пишет на фоне Пугачёвского бунта прекрасную сказку о любви. Это своеобразный автофикшн, как сейчас говорят. Ведь и писатель в юности был, по сути, сослан в отдалённые губернии, как и Гринёв. И он рвался к прекрасной даме, мысленно совершая ради неё подвиги. И написано ли что-то лучшее о подвиге ради любви, чем эта семейная легенда?!

Но как же ставить на сцене сказочную семейную легенду? Мне кажется, Константин Денискин нашёл прекрасный выход - подарить героям спектакля маски, используемые обычно в сказках, изобрести для них индивидуальный пластический язык!

Театральная молодёжь в восторге от этого решения. Спектакль прекрасно приняли. Единственное пожелание: может быть, всем героям стоит иногда снимать маски, чтобы их лучше было слышно? Вряд ли стоит прибегать к фонограмме, как советуют некоторые театральные блогеры.

Ну а некоторые театралы старшего поколения отнеслись к маскам скептически. Мол, что бы сказал Пушкин?! Это же классика! Да Пушкин, скорее всего, первый стал бы хохотать и аплодировать спектаклю, если бы его увидел! Гоголь очень точно писал, что Пушкин опережал своё время лет на 200, и он по сути наш современник. 

Чем удивит новый сезон

И в новом театральном сезоне мы не расстанемся с Пушкиным. ТЮЗ готовит постановку спектакля «Маленькие трагедии», мы увидим эти шедевры глазами режиссёра Андрея Радочинского. Ну а театр оперы и балета уже 30 августа пригласит нас в Астраханский кремль, чтобы вместе окунуться в волшебную оперу «Русалка».

И, конечно же, советую явно увеличившейся в этом году армии театралов посмотреть премьеры этого сезона и со вторым составом. Оба состава всех премьер, судя по отзывам в соцсетях, равноценны и великолепны. А каждая постановка с новым составом - это, как правило, новый спектакль, новые восторги. А в балете-опере «КаренинА» целых три состава!

Надеюсь, что Астрадрама в начале нового сезона ещё не раз пригласит театралов и в свой летний сад на чаепитие с самоваром в честь 100-летия Булата Окуджавы. Спектакль Александра Огарёва «Мы прожили целую жизнь. Я жил впервые» поражает перекличкой биографии Окуджавы с жизнью Пушкина, сходством мироощущения двух поэтов, живших в разные эпохи.