ОСАГО: что изменится для владельцев автомобилей в 2019 году
За полтора десятилетия своего существования система ОСАГО неоднократно подвергалась доработкам. В 2019 году автовладельцев ждут приятные новости – ряд пунктов, заслуженно считавшихся несправедливыми, будут менять.«Исчезающие бонусы» возвращаютсяОдна из важных новаций касается системы бонус-малус, которая дает скидки и надбавки к стоимости полиса в зависимости от аварийности водителя.Сейчас порядок присвоения и сохранения КБМ несовершенен. Безаварийная езда позволяет автовладельцу получить до 50% скидки по ОСАГО, но стоит ему в течение года не оформить полис, как он вылетает из системы, возвращаясь к начальному третьему классу страхователя (КБМ = 1). При этом люди, не раз попадавшие в аварии, по истечении года выходят с «чистой» репутацией и платят за следующий полис ОСАГО столько же, сколько и новый автовладелец. Это вызывает возмущение водителей, которые заслужили значительную скидку безупречным вождением, но на какое-то время остались без машины и, соответственно, без полиса.– Мой стаж вождения – тридцать лет. Ни разу не попадал в аварию – ни по своей вине, ни по чужой. С момента появления ОСАГО всегда страховался вовремя, имел КБМ 0,5 – скидка в 50% – все-таки солидная экономия. Два года назад решил сменить машину, но, пока продавал старую и подыскивал новый вариант, прошло немало времени. В результате при оформлении нового полиса ОСАГО выяснилось, что все мои бонусы сгорели – начинай заново, как новичок! Я считаю это несправедливым, – жалуется житель Астрахани Михаил Корунов.Но ошибки и недочеты системы будут исправлены. КБМ будет присваиваться всем водителям раз в год, и будет отменен «срок давности»: даже если вы на несколько лет сделаете паузу и лишь потом сядете за руль, ваш бонус сохранится.Кроме того, новая система действия бонус-малуса перестанет «прощать грехи»: больше не возникнет ситуации, когда попавший в несколько аварий водитель с коэффициентом 2,45 вновь сбросит свой показатель в начале следующего года до единицы – и начнет хамскую жизнь на автотрассах с чистого листа.– Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касаются именно коэффициента бонус-малус (КБМ), – рассказал директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния. – Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной.Новая система предусматривает устранение и еще одного существенного недочета: «задвоения» КБМ у людей, вписанных в полисы ОСАГО на разные машины.– Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы. У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку, – уверяет Филипп Габуния.Пострадавшие – в приоритетеБанк России предлагает увеличить штрафы для страховщиков, препятствующих покупке полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Хотя число жалоб на невозможность купить полис ОСАГО и на навязывание дополнительных услуг со стороны страховщиков постепенно снижается, эту проблему нельзя пока назвать полностью решенной.В планах сделать обязательной для страховщиков ведение видеозаписи при оформлении договора автострахования. Этот упростит процесс выявления нарушений страховщиками правил продаж полисов ОСАГО регулятором.Еще одна проблема, которая требует решения, но пока находится в стадии обсуждения, – отмена учета износа деталей и запчастей при расчете денежной компенсации за ущерб, причиненный автомобилю в ДТП. Рассматривается вариант, который позволит владельцу автомобиля полностью возместить стоимость ремонта, но исключит возможность махинаций. Например, попытка угробить свой старенький «Москвич» не поможет получить деньги на новый автомобиль: хозяину погибшей машины вернут лишь ее реальную стоимость.Значительным изменением станет повышение лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Новые поправки к закону об «автогражданке» приведут к постепенному повышению сумм, которые причитаются людям, получившим из-за аварии травмы, а также родственникам, потерявшим в ДТП родных. Сегодня жизнь пассажира маршрутного транспортного средства оценивается вчетверо выше, чем жизнь пешехода или пассажира обычного автомобиля. Родственники пассажира автобуса, погибшего в аварии, получат 2 миллиона рублей; наследникам пешехода, попавшего под этот самый автобус, будет выплачено 500 тысяч. Планируется, что в течение нескольких лет лимит выплаты по ОСАГО за причинение вреда жизни и здоровью будет подтянут до 2 миллионов рублей.