Будущие изменения ОСАГО: каждому водителю – своя «автогражданка»
После нового года российских автолюбителей ждет реформа системы обязательного страхования автогражданской ответственности. Она будет проводиться поэтапно в течение ближайших трех лет. В приоритете – усовершенствование системы расчета стоимости полиса: тарифы должны стать более прозрачными, а формирование цены – более справедливым и индивидуальным для каждого водителя.Формула расчета стоимости ОСАГО устарелаСистема тарифов, установленная в 2003 году в момент запуска ОСАГО, не давала страховым компаниям завышать цены, делала полис доступным для большинства автомобилистов и позволяла им самостоятельно вычислить примерную величину страховки. По сей день стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по жесткой формуле: базовая ставка умножается на целый ряд коэффициентов, учитывающих мощность автомобиля, КБМ водителя, территориальный коэффициент и прочее. Эксперты считают, что на сегодняшний день эта формула устарела.– Действующую сегодня систему тарифов сложно назвать гибкой, поскольку она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. Возьмем, к примеру, двух водителей с автомобилями LADA Granta мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У одного стаж 3 года, а у второго – 20 лет. Стоимость полиса для них будет одинаковой или несущественно отличаться – 9 512 рублей, хотя по справедливости, как показывают расчеты, первый из них должен платить 29 134, а второй – 7 847 рублей. Неопытный водитель из Курганской области платит почти в 2 раза меньше безаварийного водителя из Челябинска, – озвучил свою позицию в интервью NewsTracker директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.Страховые компании, готовые предоставить аккуратным водителям более выгодные условия, не могут этого сделать в силу действующих правил. Не в праве они и повысить цену для злостных нарушителей. Нововведения, обсуждаемые сейчас в Центробанке и Минфине, должны исправить ситуацию на законодательном уровне.Наценки за «место приписки» и «лошадиные силы» потеряли актуальностьОдним из первых изменений в системе должен стать отказ от территориального коэффициента, из-за которого стоимость автогражданского страхования может вырастать в 2 раза или снижаться до 40% в зависимости от места регистрации автомобиля.– Переехав из Знаменска в Астрахань, я целых полгода не задумывался о том, что это как-то скажется на стоимости ОСАГО. Когда же срок действия старых полисов истек и мы с супругой пошли оформлять новую страховку, нас ждал неприятный сюрприз. Во всей области у нас действует понижающий коэффициент 0,8, и только в Астрахани он составляет 1,4! То есть мы, не попав ни в одну аварию, стали автоматически платить за полисы почти вдвое больше просто потому, что живем теперь в крупном городе? – недоумевает астраханец Дмитрий Т.Далее планируется при расчете стоимости ОСАГО отказаться от учета мощности автомобиля. При том, что большинство участников дорожного движения в России имеют под капотом от 70 до 100 «лошадок», для них действует повышающий коэффициент 1,1. Что уж говорить о владельцах автомобилей с мощностью мотора выше 150 лошадиных сил? Они и вовсе платят на 60% больше. В новой системе расчета предлагается убрать этот коэффициент из стоимости полиса.Как новшества повлияют на стоимость ОСАГО?Без сомнения, водителей больше всего волнует вопрос: готовиться ли им к повышению цен на «автогражданку»? Авторы реформы утверждают, что средняя цена полиса должна остаться на прежнем уровне, но при этом виновники аварий станут платить больше, а добросовестные водители – меньше. Страховым компаниям предлагается предоставить право формировать стоимость полиса с использованием дополнительных параметров и устанавливать для каждого водителя индивидуальный тариф внутри тарифного коридора. В этом случае существенным критерием станет не только аварийность водителя, но и то, как часто он садится за руль: автолюбителю, раз в неделю выезжающему на своей машине на дачу, полис обойдется дешевле, чем человеку, ежедневно использующему транспортное средство для заработка.– Мы предлагаем изменить систему таким образом, чтобы каждый платил столько, сколько заслуживает своим стилем вождения, и чтобы у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы аккуратным водителям и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это невозможно даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2 300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей, – говорит Филипп Габуния.В любом случае реформа сохранит за регулятором право контролировать страховщиков и не допускать необоснованного роста цен – ограничения на максимальную стоимость полиса будут сохранены. Кроме того, страховые компании должны будут разместить на своих сайтах онлайн-калькуляторы – переход на индивидуальную систему расчета не должен ущемлять право водителя на информацию.