Почему в “литре” 930 мл?
В последнее время народ выходит из магазинов разочарованным. Мало того, что траты на продукты ополовинивают кошелек (по последним данным, россияне стали тратить на еду 50% месячного бюджета) – купленные продукты стали как-то быстрее заканчиваться. Граждане начали подозревать нехорошее и говорить, что, мол, содержимое упаковок несколько уменьшилось. Ищущие правды и справедливости начали писать письма в различные инстанции, указывая на то, что производители уменьшают вес и объем продуктов в стандартной упаковке, при этом цена остается прежней. Нас обманывают, резюмируют сограждане. Экономят за счёт покупателей На жалобы потребителей откликнулись в Общественной палате РФ. Там отметили, что сигналы “с мест”, говорящих о хитром маркетинговом приеме производителей товаров, поступают регулярно. Это стало основанием для обращения в правительство России. Общественная палата предложила обязать производителей крупным шрифтом обозначать объем и вес товара, а магазины – указывать стоимость продуктов в литрах и килограммах. Свою инициативу общественники объясняют не только тем, что производители вводят в заблуждение потребителей. В стране непомерно много людей живут за чертой бедности, они и так вынуждены ограничивать себя во всем. Маркетологи же придумали уловку, которая прежде всего помогает экономить производителям, но не покупателям. Хитрый маркетинг Казалось бы, обыватель, привыкший к стандартной упаковке и знающий, что в этот пакет молока всегда “укладывался” литр, а в эту пачку с гречкой – килограмм и не меньше, вряд ли будет постоянно искать на этикетке подтверждение заученной им информации. Вот этой особенностью потребительской памяти и воспользовались маркетологи, считают покупатели. Иные с удивлением обнаружили недовес и недолив, когда при готовке блюд строго соблюдали рецептуру. Недоливы и недовесы Старожилы помнят, как в советские времена процветали обвесы и недоливы, за что попавшихся продавцов гастрономов крепко наказывали. Производителям и в голову не приходило манипулировать непреложными “нетто” и “брутто” в пакетах с молоком или пельменями. Стоимость продуктов была практически единой по всей стране и регулировались государством. Исключение составляли, в силу специфики, разве что северные и южные края. Теперь цены регулирует рынок, а производитель волен сам выбирать объем и вес собственной продукции. Главное, чтобы он без лукавства сообщил об этом потребителям. Сохранить и цены, и клиента Как пояснил “КК” маркетолог одной из компаний, выпускающей в регионе молочную продукцию, одно дело, когда на упаковке указан, к примеру, 1 литр, а реальный объем не отвечает заявленному. Тогда можно говорить об обмане потребителя. Но если и на упаковке, и на ценнике четко прописаны вес или объем товара, то в чем нечестность производителя или продавцов? – Мы сознательно пошли на выпуск продукции объемом 0,9 и 0,7 литра, поскольку наша “молочка” делается из натурального сырья, высокая цена в сравнении с другими производителями могла бы отпугнуть покупателя. Но, мониторя молочный рынок, действительно замечаем, что многие производители пошли на уменьшение содержимого в упаковке, оставив прежней цену. Здесь причина может крыться в удорожании сырья, упаковочного материала и т.д. Чтобы не поднимать стоимость своей продукции и сохранить покупателя, производители и идут на такие маркетинговые ходы, – рассказала маркетолог. За единицу товара принимать... Авторы инициативы объясняют уловки маркетологов законодательными пробелами и предлагают за единицу товара, включенного в потребительскую корзину, принимать 1 литр для жидких продуктов, 1 килограмм – для сыпучих и весовых, и 1 штуку – для всех остальных продуктов. Это означает, что магазины должны будут указывать цену, например, на гречку в килограммах, а на молоко – в литрах. Виталий Аракелян, председатель региональной Общественной палаты: – Действительно, такая тенденция просматривается – уменьшать объем продукта и при этом не снижать его стоимость. По моему мнению, цена должна рассчитываться из фактического объема или веса товара. А то, что мы наблюдаем – это обман потребителей. Поэтому могу только поприветствовать инициативу наших коллег. Такие требования к производителям и продавцам помогут навести порядок в цепочке “производитель – продавец – покупатель”. Правда, отмечу, что астраханцы в областную Общественную палату с подобными жалобами не обращались. Наиля Никитина, бизнес-омбудсмен Астраханской области: – Сейчас сложно говорить – хороша или плоха эта идея. Нужно разбираться и разговаривать и с производителями, услышать их точку зрения. Но если речь идет о сознательном введении потребителей в заблуждение, то здесь моя позиция однозначна – такого быть не должно. Хотелось бы отметить один момент. Разумные инициативы и предложения – все это может только приветствоваться. Но давайте посмотрим, какое количество нормативных актов в год принимается в стране. Порядка 5,5 тысяч! Предприниматели не успевают привыкнуть к одним изменениям в законодательстве, как немедленно появляются другие нормативные документы. Здравомысленнее было бы не менять установленные стандарты хотя бы какое-то время. Без лупы не разглядеть “КК” посмотрел, как обстоит дело с информированием покупателей о продаваемых продуктах в астраханских супермаркетах. Отметим, что сыпучие и жидкие продукты заметно ужались в весе и объеме. Найти полноценный литр молока или кефира на полках, где представлена продукция порядка 10 молокозаводов, сложно. А кило гречки – и вовсе невозможно. Молочка заявляется от 913 до 930 мл, сыпучие продукты – от 800 г. Из расхожих товаров пока стоически держатся соль, сахар и подсолнечное масло. Но на ценниках довольно “разборчиво” указаны и наименование, и вес, и объемы товаров. Отметим, что из-за перегруза информации на этикетке (а производитель обязан продублировать ее на белорусском, казахском, киргизском и армянском языках) бывает трудно без лупы прочитать даже данные о том, откуда родом товар. Не говоря уже о том, содержит ли он небезопасные добавки. Инициаторы же предлагают, чтобы информация о весе и объеме занимала не менее 25% этикеточной площади или крупным шрифтом указывалась на лицевой стороне упаковки. “Кот перестал наедаться” А вы замечали, что упаковки с продуктами “похудели”? Анна Баландина, менеджер по связям с общественностью: “Замечала. Но от нас ничего не зависит. Что мы сделаем? Если только одну пачку покупать, а вторую воровать”. Султан Акмаев, инженер-программист: “Конечно, и доволен, это стимул больше зарабатывать”. Александра Григорьева, студентка АГУ: “Замечаю, с сахаром так уж точно и с крупами, и меня это не может не раздражать, так как семья большая, мы варим сразу много. И это очень для нас ощутимо”. Лариса Яковлева, пенсионерка: “Похудели не только упаковки с продуктами, но и с кормом для животных, причем уже давно. Мой кот заметил это первым. Если раньше он был сыт от одной пачки мягкого корма, то теперь требует добавки. Это становится накладным, но животине про экономию не расскажешь”. Ляйля Зулькорнеева, студентка АГУ: “Если фирмам нужна прибыль, то этот ход просто чертовски хорош, ибо потребители в основе своей не видят дальше ценника. Уменьшение веса в упаковках сто процентов первыми заметили старушки, которые считают каждую копейку. Меня в связи с постоянным лимитом денег тоже научили смотреть не только на цены, но и на картину в целом. В супермаркете на полке тот же рис расфасован в разные пакеты с таким разнообразием масс нетто (от 800, 850, 900, 950 и очень редко 1 кг), что самым выгодным решением будет (уже проверено) купить сразу 3 кг. А кто-то купит 800 г, ибо на ценнике будет написана меньшая сумма.