Музейщики смогут отстреливаться
Прошлой осенью общественность встревожилась: музеи лишились государственной охраны. Стеречь народное достояние государство доверило ЧОПам. Ранее эти функции выполняла вневедомственная охрана. Причина – сокращение штата полицейских. Теперь правительство РФ пошло в другую крайность – разрешило минкульту самому за свой счет создавать собственную охрану. Только для самых значимых В прошлом году в итоге пришли к компромиссу: вневедомственная охрана сохранилась на 64 федеральных и особо значимых культурных объектах страны – музеях, архивах и библиотеках. В музеях Астрахани с полицейскими “простились” еще летом 2015-го. Напомним, в Каспийской столице – два крупных музея. Это картинная галерея им. П.М. Догадина и объединенный музей-заповедник, более известный как краеведческий музей. У “Догадинки” в свою очередь три филиала. У музея-заповедника – 14. Пять из них расположены в Астрахани, девять – в районах области. Под защитой чоповцев и казаков Наши основные музеи взяли под охрану частники, заключившие с ними договоры. Астраханский кремль оказался под двойной защитой – ЧОПовцев и казаков. Последние охраняют территорию федерального памятника. Руководители музеев, расположенные в селах, обходятся собственными силами. Но, как пояснил директор музея-заповедника Алексей Булычев, особо ценные экспонаты в сельских музеях не выставляются. Задержать и сдать полиции Региональные музейщики к идее перераспределения охранных функций отнеслись неоднозначно и не без резонных опасений. Несмотря на то что краж века у нас не происходило, слава богу, еще со старорежимных времен, они все же ратовали за то, чтобы их храмы искусства оставались под охраной государственных силовых структур. По новой системе министерства культуры будут создавать свою охранную структуру. Музейным секьюрити позволят носить оружие и спецсредства. Они получат право задерживать нарушителей и передавать их сотрудникам полиции. За царскими “доспехами” особо следили Ирина Перова, директор Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина: – Процесс создания на базе министерства культуры охранного подразделения – непростой, поскольку ведомство не имеет подобного опыта. Думаю, что в итоге придется обращаться в те же самые охранные агентства, если говорить о кадрах. Мне сложно это пока комментировать. С другой стороны, любое дело можно организовать хорошо. Если говорить об опыте, который мы приобрели после ухода с охранных постов полицейских, то могу сказать, что за это время нам удалось достичь понимания с нашей охраной. Мы тщательно отбирали людей, проверяли их. В основном это бывшие сотрудники силовых ведомств. Но я остаюсь сторонником того, что музеи должны быть под защитой силовых госструктур. У них больше полномочий и больше профессиональных возможностей. Хотя, может быть, каким-то музеям достаточно и работы ЧОПов. К примеру, в прошлом году мы экспонировали коллекцию из фондов музеев Московского кремля. На выставке “Охота при русском дворе” были представлены редкие экспонаты, которые никогда не вывозились из столицы. Мы понимали уникальность коллекции и усилили меры безопасности. Дополнительно провели сигнализацию, инструктировали охрану. Подобные меры предосторожности также предприняли, когда в галерее выставлялись рисунки Марка Шагала. Сальвадора Дали охраняют, как всех Вчера в Цейхгаузе открылась выставка “Сальвадор Дали. Тайнопись”, где представлена коллекция из 60 оригинальных графических произведений самого загадочного художника ХХ века. Для многих поклонников живописца – это событие. Галина Карнаухова, зав. отделом по науке и экспозициям Астраханского кремля: – К охране всех коллекций, которые экспонируются в кремле, требования единые. Все объекты на территории федерального памятника у нас хорошо защищены. Мы в равной степени ответственно охраняем все, что нам вверили на хранение. Исключения составляют очень дорогие и уникальные во всех отношениях коллекции, требующие повышенных охранных мер. Так, например, было с выставками “Золотое шитье России” и “Образы России в музыке русских композиторов”, где были представлены уникальные музыкальные рукописи Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, церковно-певческие книги XVIII-XIX вв. и другие редкие экспонаты. Они потребовали сопровождения полицейских. Что касается выставки Сальвадора Дали, то это частная коллекция. Охраняется она в обычном режиме. Сальвадор Дали – один из художников прошлого века, чьи работы остаются самыми дорогими на современном антикварном рынке. Например, в 2008 году на аукционе Сотбис его рисунок гуашью на бумаге “Пылающий жираф” был продан за 1,87 млн долларов. А картина “Портрет Поля Элюара” пять лет назад ушла с аукциона за $22,4 млн. Это рекордная цена на работы художников-сюрреалистов.