Погиб помощник капитана. Команда сухогруза отравилась в море
12 марта весь экипаж сухогруза "Улус Скай", следовавшего в Иран, почувствовал себя плохо. Последняя стоянка была в порту Оля, сухогруз находился в море в 171 километре от Астрахани. Состояние моряков быстро ухудшалось, пятеро из десяти уже были в тяжелом состоянии. Вывезли на вертолёте Капитан судна связался с астраханскими спасателями, медики всю ночь консультировали моряков о первых мерах оказания медицинской помощи и рекомендовали зайти в ближайший порт, но ситуация стала столь серьезной, что отравленных решили госпитализировать вертолетами прямо с борта корабля. – Моряки жаловались на тошноту, рвоту, жидкий стул, – рассказали "КК" в региональном министерстве здравоохранения. Старший помощник капитана, 26-летний парень, скончался до приезда спасательной группы. Пятерых пострадавших врачи территориального центра медицины катастроф доставили в лечебное учреждение в пятницу, 13 марта, эвакуировав с помощью вертолета. Вечером того же дня, после прибытия судна в морской порт Оля, были госпитализированы остальные четверо. Все время следования сухогруза в Астрахань с остававшимися на борту моряками находилась бригада врачей. По данному факту было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 143 УК РФ ("Нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека"). "Изо рта шла кровь..." Корреспондент "КК" побывал в отделении острых отравлений больницы им. Кирова и заглянул в палату к пострадавшим. Моряки в основном оказались молодыми ребятами в возрасте примерно 24-27 лет. Вид у всех был действительно не лучший: моряки лежали под капельницами, выглядели удрученными и уставшими. Расположили "морских пациентов" в двух палатах: в большой – пятеро членов экипажа во главе с капитаном, чуть дальше, в уютной маленькой – еще трое моряков. Молодой моряк признался нашему журналисту: сейчас он испытывает усталость, но самочувствие заметно улучшилось. – 6 марта корабль стоял на рейде: тогда и набрали на борт продукты в последний раз. Кормили экипаж как обычно: нарезка из колбасы, кабачки, на обед подавался суп харчо, – делится работница корабельной кухни. По словам женщины, у нее "изо рта шла кровь, а что творилось у мужчин – вообще лучше не говорить". Самочувствие у моряков начало ухудшаться уже после остановки в порту Оля, на подходе к Каспию. А вот капитан корабля "Улус Скай" от комментариев отказался, объяснив это тем, что "наниматель предоставил экипажу адвоката, который и представляет наши интересы. Все комментарии, пока ведется расследование, только от фирмы-перевозчика и владельцев судна". Пока наш корреспондент общался с членами экипажа, в отделение пришел представитель правоохранительных органов с официальным заключением о смерти молодого старпома корабля. Надышались токсинами В руководстве больницы ГКБ № 3 им. Кирова комментируют: все моряки находятся в состоянии средней степени тяжести, их состояние не ухудшилось. Причину отравления моряков сухогруза в данный момент выясняют следственные органы. – Следствием рассматривается несколько версий отравления экипажа, в том числе отравление пищей, алкоголем, газом фосфин, которым было обработано зерно, – комментируют в Южном следственном управлении на транспорте СК РФ. Врачи отделения острых отравлений диагностировали интоксикацию через дыхательные пути. – Диагноз: острое ингаляционное отравление неустановленным веществом общетоксического действия. То есть отравление произошло через дыхательные пути. Возможно, речь идет о вдыхании ядовитых паров. Отравление происходило предположительно в течение какого-то времени, не мгновенно, – рассказывает "КК" заведующая отделением острых отравлений Городской клинической больницы № 3 им. Кирова Антонина Арустамян. Из-за чего отравились? Если версии с алкоголем и пищей отпадают, в качестве причины отравления моряков остается вдыхание паров фосфина, бесцветного ядовитого газа. У этого вещества имеется характерный запах гнилой рыбы. Фосфин используют в качестве фумигатора – пестицида для обработки зерновых продуктов (их, как сообщалось, и перевозил сухогруз) от вредителей. Известно, что для людей, контактирующих с этим веществом, есть четкие правила безопасности. Так, по регламенту "РосАгроХима" для обработки зерна используется норма применения препарата в 2,4 грамма на квадратный метр. При этом досмотр зерна и его разгрузка разрешены лишь при концентрации фосфина над поверхностью зерна на высоте от полуметра до 1 метра, а также в "межзерновом пространстве" не глубже 30 сантиметров. Таким образом, можно предположить два варианта: отравившиеся моряки контактировали с ядовитым веществом слишком близко, нарушив требования безопасности, или же была превышена допустимая концентрация фосфина. Впрочем, как нам сообщили в Южном следственном управлении на транспорте, окончательная причина отравления станет известна лишь через месяц, после проведения судебно-химической и медицинской экпертиз. Антонина Арустамян, заведующая отделением острых отравлений ГКБ № 3 им. Кирова: – Будем надеяться, что никаких тяжелых последствий данное отравление за собой не повлечет: в нашем отделении моряки пролежат еще два-три дня. За последние несколько лет подобный случай – отравление моряков неизвестным токсическим веществом – в нашем отделении первый. В основном к нам попадают люди после отравлений лекарственными препаратами, химикатами все же очень редко. Сухогрузы на Каспии редко моложе 30 лет Петр Александров, инженер-механик, работает на судах дальнего плавания: – Каждая авария на воде – это совокупность человеческого фактора и форс-мажора. К сожалению, большая часть сухогрузного и танкерного флота на Каспии редко моложе тридцати лет, что влечёт за собой проблемы с усталостью металла корпуса и механизмов и с обеспечением судов запчастями. Раз в год каждое судно должно проходить регистровую проверку на соответствие классу. Как проходит проверка на соответствие современным требованиям судна, которое строилось под требования 30-40-летней давности, можно только догадываться. Человеческий фактор чаще всего заключается в неправильном реагировании на форс-мажор. Это может быть следствием недостаточной тренированности экипажа, недостаточного количества учебных тревог, отсутствия коммуникации. Справка: Сухогруз "ULUS SKY" принадлежит ООО "СК "Алброс-Дон", порт приписки корабля – город Таганрог Ростовской области. 6 марта танкер с экипажем в количестве 10 человек вышел из порта "Астрахань" в порт "Амирабад" Республики Иран. Известно, что сухогруз перевозил зерно. По последней информации, корабль находится в астраханском порту. Как сообщают некоторые СМИ, на его борт уже прибыла замена пострадавшему экипажу.