Туристический сезон открыт. Апрель кормит туроператоров год
Конечно, сейчас нет такого ажиотажа, как лет пять-семь назад, когда места на рыболовных базах были раскуплены на апрель ещё в середине зимы. Во-первых, конкуренция даёт о себе знать, баз за эти годы стало в разы больше, да и нелегальный турбизнес своё дело делает. Всевозможные гостевые домики, расположившиеся по берегам наших рек, демпингуют в погоне за клиентами, заставляя легальные турбазы “ронять” цены.
Ситуация с рыбой в этом году не самая плохая, уровень воды довольно высокий, в дельте уже появилась вобла, по-прежнему, как и осенью, хорошо ловится судак. Вот со щукой на раскатах не очень, но это уже не первый год. В любом случае рыба в реках не перевелась, и вряд ли житель европейской части России найдёт лучшую рыбалку в это время года на территории нашей страны. В Сибири ещё холодрыга, лосось пойдёт в реки Дальнего Востока и Кольского полуострова только летом. Так что вариантов немного.
Апрель, пожалуй, самый “мясной”, выражаясь языком сборщиков металлолома, месяц для турбизнеса. Правда, после введения весеннего запрета на любительскую рыбалку с 20 апреля по 20 июня поток туристов значительно уменьшился. Запрет этот был придуман “светлыми головами” в Росрыболовстве совсем не для того, чтобы сохранить наши рыбные богатства. Какое уж там сохранение, когда в конце апреля полным ходом работают промрыбаки неводами, а любителям можно забрасывать удочку только напротив населённых пунктов. Сделано это было специально, потому что те, кто это придумал, знали, что в новом законе “О любительском рыболовстве” появятся рыбопромысловые участки для любительской рыбалки, РПУ. И только тот, кто сумеет выиграть эти участки, сможет принимать рыбаков за денежку даже в запретный период. Такой типичный для российской бюрократии пируэт – если бизнес не хочет отдать свои деньги по доброй воле, мы придумаем такую схему, что они в очередь выстроятся, чтобы с нами поделиться. И ведь сработало, туроператоры кинулись в 2010-2011 годах участвовать в этих так называемых конкурсах по всей стране и у нас в частности. Понятно, что не бесплатно, как и понятно, что декларируемые в конкурсной документации суммы нередко отличались от реальных.
Ну а потом произошли известные события: митинги рыбаков, выборы “старого” нового президента, в преддверии которых он пообещал рыболовной общественности, что рыбалка будет бесплатной, и предложил изменить закон. Его дорабатывают до сих пор, в мае планируется третье чтение, пока меняются только формулировки, суть осталась прежней. Лобби изворачивается, как та субстанция в анекдоте, что норовит “между пальцев пролезть”. Да и туроператоры, что выиграли участки на конкурсах, встали грудью за институт платных участков. Ещё бы! Такое конкурентное преимущество, всем нельзя, а нам можно, ну и деньги потраченные вернуть хочется – понятное, в общем-то, человеческое желание. В Астраханской области владельцы туристических баз очень чётко разделились на три лагеря. Первый – это Туристическая лига, объединение туроператоров, выступающих за РПУ. Туристический союз, напротив, ратует за отмену платных участков на водоёмах. Ну и третья, пожалуй, самая многочисленная часть владельцев туристических баз, как легальных, так и нелегальных, ни за что не ратует, тихо делает своё дело, надеясь в случае чего на московскую крышу либо на универсальный инструмент в решении подобных проблем – административно-денежный ресурс. Вот так и живём, на разных планетах – чиновники – на одной, народ – на другой, власть вообще в космосе на дальней орбите, а бизнес где-то между ними изворачивается как может.