Над постановкой балета в Астрахани работали около тысячи человек
Действие спектакля охватывает 116 лет. Герои переходят из века в век, меняются костюмы, интерьеры. Неизменна лишь вечная борьба добра и зла. И, разумеется, всепобеждающая любовь.
Премьера 1890 года
В театре оперы и балета поставили балет Петра Чайковского «Спящая красавица». Эта постановка завершила в афише знаменитую балетную триаду композитора, включающую еще «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». По мотивам сказки Шарля Перро о том, как юная принцесса, заколдованная злой феей, погрузилась в сон и проспала столетие, пока ее не поцеловал прекрасный принц.
Для специалистов особенность спектакля в том, что Чайковский здесь впервые сделал музыку не просто вспомогательным элементом для танца, а возвел ее на симфонический уровень. По словам художественного руководителя театра Валерия Воронина, она - основа музыкальной драматургии. «Спящую красавицу» называют вершиной русского балета.
Зрителей всегда впечатляла смена декораций и костюмов. Возможности этой сказки очень вдохновляют художников. Впервые балет появился на сцене Мариинского театра в начале 1890 года. Тогда на него была потрачена четверть годового бюджета всех театров Петербурга. И с тех пор он странствует по театрам мира…
Благодаря Президентскому фонду
В астраханском театре о нем мечтали едва ли не со времени основания. И получили такую возможность в этом году благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа, редакция хореографа-постановщика Юрия Клевцова. Дирижер-постановщик - Валерий Воронин, художник-постановщик - Олег Молчанов, художник по свету - Сергей Шевченко.
Над постановкой балета работало около тысячи человек. В Москве, Петербурге, Воронеже было пошито порядка 200 костюмов (дорогие ткани, ручная отделка по моде 17-18 веков). Чарующие декорации волшебного леса и дворца, персонажи самых известных сказок Перро - Золушка, Красная Шапочка, Кот в сапогах, собравшиеся на свадьбу принцессы Авроры и принца Дезире, короче, полное погружение в сказку обеспечено. Феерический всплеск фантазий астраханских создателей посмотреть стоит.
Злую фею расколдуют
Даже конец самый что ни на есть сказочный, светлый. Злую фею Карабос расколдуют (она просто обиделась, что не позвали на вечеринку, бывает), и она станет доброй и красивой. Это особенность астраханской постановки.
Чем еще отличается наша версия? По словам Клевцова, обычно сразу после волшебного поцелуя принца начинается свадьба. Немножко стремительно, правда? Надо «хоть поговорить» сначала. Так что получился небольшой танцевальный конфетно-букетный период.
Премьера охватила три вечера, 27-29 сентября. Участвовали и астраханские артисты, и приглашенные. Билеты раскупили задолго до спектаклей. Следующий показ - 20 октября.
Кстати, история балета «Спящая красавица» приросла за почти 135 лет (юбилей, однако!) интересными фактами и сама стала увлекательным сюжетом для лекций и фильмов.