Что происходит за кулисами астраханского театра оперы и балета
Астраханцы увидели театральный мир изнутри
В минувшие выходные Астраханский государственный театр оперы и балета исполнил мечту многих зрителей, пригласив их в святая святых - за кулисы.
Всемирный день театра и юбилейная дата для самого Театра оперы и балета (в 2016 году он отмечает своё 20-летие) позволили провести беспрецедентную для Астрахани акцию. Она вызвала огромный интерес горожан: до начала экскурсионного марафона – час, а парадная лестница главного фойе уже наполнена зрителями. Возраст – самый разный: от молодых любителей прекрасного до театралов со стажем. Всего в этот день театральные мероприятия посетили более 800 человек. Это стало приятной неожиданностью для служителей Мельпомены.
«Иоланта» без декораций и костюмовПервая остановка – Малый зал. В нём обычно организуются камерные мероприятия: небольшие концертные программы, сольные выступления, детские спектакли. А посетителям Дня открытых дверей выпадает уникальная возможность своими глазами увидеть, как солисты-вокалисты Алексей Михайлов (тенор) и Ирина Бокарева (сопрано) под руководством концертмейстера Гульсары Мухамедовой готовятся к премьере «Иоланты» – последней оперы, написанной Петром Чайковским, которую театр впервые представит зрителям 9 и 10 апреля.
В партере Большого зала нет ни одного свободного места, хотя в этот раз сцена (или, как её ещё называют на театральном языке, планшет) совершенно пустая. Временное отсутствие декораций помогает продемонстрировать технические возможности планшета: наличие нескольких подъёмных площадок, позволяющих создавать различные визуальные эффекты, и люков, в которых, если того требует сюжет, могут исчезать герои.
Завершается эта часть экскурсии феерически: гостям театра показывают световую техническую репетицию.
Тонкие линии, написанные лёгкой рукой, акварельные полупрозрачные цвета, мельчайшие детали – сначала все театральные костюмы, декорации, реквизит разрабатываются на бумаге художником-постановщиком и художником по костюмам. Для гостей в Выставочном зале театра открывается выставка работ Елены Вершининой, главного художника Астраханского театра оперы и балета.
[gallery type="rectangular" ids="93382,93381,93380,93379,93378,93377,93374,93375,93376"] Царство грацииПросторный зал с зеркалами, приятные голубые тона стен, окна, смотрящие прямо в небо, – здесь, оттачивая каждое движение, изо дня в день работает балетная труппа. Руководит процессом главный балетмейстер Константин Уральский. Артисты одеты в удобные тренировочные костюмы, но кажется, что выступают перед полным залом во время премьеры.
В художественно-декорационном цеху на полу – большой цветочный ковёр из тюлевых роз, прикреплённых к десятиметровой сетке. Его за две недели подготовили под руководством заведующей цеха Олеси Купряшовой руки мастериц-художниц к опере «Иоланта». Это – заросли дворцового сада, по которому скоро Иоланта будет гулять на сцене. А вот задник к новой опере. На нём аппликация из зарослей цветов, сделанная из чёрного бархата. Ведь Иоланта слепа от рождения.
В бутафорском цехе, как в лавке антиквара, столько интересных вещиц, что глаза разбегаются. Кто-то из посетителей уже позирует с мечом, кто-то примеряет шлем, а кто-то пугает друзей перчаткой доспеха. Заведующий цехом Николай Герасимиди обстоятельно рассказывает о работе художников-бутафоров над реквизитом к опере «Иоланта».
Пошивочный цех женского костюма (есть ещё отдельный пошивочный цех для костюма мужского) – настоящий рай для прекрасной половины. В царстве швейных машин рождаются неповторимые одеяния различных эпох. На входе – вешалки с готовыми нарядами: есть и воздушные платья из органзы, и тяжёлые навершники в древнерусском стиле из парчи и с меховой оторочкой. У окон – стол раскройщика. В Астрахани научились шить всё необходимое для них, кроме костюмов балерин. Но и этот пробел планируется заполнить.
От барокко к квестамПосле небольшого перерыва марафон продолжается концертными залами. В Белом зале гостей уносят в XVIII век изящные музыкальные композиции в стиле барокко. В Черном зале – торжество современности, презентация нового проекта – театрального квеста по драматической легенде «Осуждение Фауста».
В унисон звучали голосаТочка в четырёхчасовой экскурсии – репетиция хора в театральных костюмах. Хормейстер Ольга Шабанова – вся внимание. Взмах рук, и девушки в ярких сарафанах, а мужчины - в льняных рубахах и штанах, поют как один. В таких образах певцы вскоре появятся на сцене. Ведь до начала оперы «Евгений Онегин», которая в этот день в двадцатый раз будет идти на Большой сцене театра, остаётся буквально час. Сразу после прогрева голосовых связок хор уходит гримироваться.