Астраханские критики о театральном фестивалю "Верю"
Участие в котором приняли 11 трупп
Закончился II открытый фестиваль-лаборатория современного театрального искусства. Закончились пять замечательных дней, которые были наполнены радостью встреч с театральными коллективами из разных городов России и Театром-студией NWM института театроведения Людвига-Максимилиана Мюнхенского университета. Розданы дипломы, призы, актёры разъехались по своим городам. Но в памяти надолго останутся эти пять горячих, накалённых страстями и июньской немыслимой жарой, дней, когда напряжённо жили не только театральные коллективы, жюри фестиваля, но и зрители
Главными критериеми отбора спектаклей на фестиваль были современность, новаторство, эксперимент. Девизом фестиваля стало слово, заимствованное из творческой деятельности великого театрального режиссёра и актёра Константина Сергеевича Станиславского: "Верю!"
На суд астрахацев и членов жюри были представлены спектакли разной тематики, разных жанров, с разным уровнем глубины прочтения литературного материала, с использованием разнообразных методов сценического воплощения: от реализма до театра абсурда.
Открывался фестиваль 25 июня одним из лучших спектаклей Астраханского театра юного зрителя "Не покидай меня" по пьесе белорусского драматурга А.Дударева. В своей драматической балладе автор повествует о подвиге во имя спасения родины четырёх очень юных девушек, вчерашних школьниц. Режиссёру А.Радочинскому и актёрам удалось раскрыть героическую тему в чрезвычайно трагической ситуации, создав спектакль, который глубоко трогает, волнует своим пронзительным, проникновенным восхищением со слезами на глазах этими юными, истинно народными героинями.
В соответствии с требованиями фестиваля (современность, новаторство, эксперимент) представил свой спектакль "Робинзон & Крузо" Мичуринский драматический театр. Режиссёр И.Чигасов вместе с молодыми актёрами А.Зобовым и Э.Касумовым создали грандиозную сценическую метафору. Два лётчика из враждующих армий, чьи самолёты были сбиты и потерпели аварию, оказавшись на необитаемом острове, не понимая языка друг друга, ищут возможности общения через жесты, мимику, пластику. Остров становится символом нашего огромного мира, а ситуация, возникшая в результате общения лётчиков, подтверждает мысль о том, что, если человечество хочет выжить, надо искать пути к взаимопониманию. Необычно название спектакля "Робинзон и Крузо". В знаменитом романе "Робинзон Крузо" оба имени составляют единое целое. Об этом поиске единства всех народов мира и взаимопонимании и говорит со зрителем спектакль. Хотя мысль не нова, но интересна форма, в какой представил её театр.
Свои размышления на тему о межэтническом, межкультурным общении предложил Театр-студияNWM института театроведения Людвига Максимилиана в Мюнхенском университете в спектакле "Босиком, нагишом, с сердцем в руках". Автор пьесы сосредоточил своё внимание на одной из актуальных и драматичных проблем современности – проблеме иммиграции, судьбе гастарбайтеров. Герой Юрия Дица – Али - приехал в Германию из Турции. Работая дворником, он честно и добросовестно исполняет свои обязанности уже несколько лет, но своим в этой стране не стал. Это мучает Али и на протяжении спектакля он пытается разгадать причины неприязни к нему окружающих. Актёр проникновенно, эмоционально, с большой симпатией к Али раскрывает зрителям то с юмором, то с горечью трагедию человека, обречённого на одиночество и непонимание в чужой стране.
Наши соседи - актёры Даргинского государственного музыкально-драматического театра им. О.Батырая (г.Избербаш, республика Дагестан) в доброй философской сказке-притче "Чёрная бурка" поведали зрителям о своём видении причин трагедии современного человека. Она, по мнению автора пьесы Г.Хугаева. режиссёра спектакля М.Ибрагимова и актёров, занятых в спектакле, скрыта в его неумении осознать себя частью природы и научиться понимать и любить её.
Общее признание вызвал спектакль Архангельского молодёжного театра "Пираньи. Дневник 12-летнего". Мнение членов жюри было единодушным: спектакль современный, хорошо сделанный режиссёром (М.Соколов), и увлечённо сыгран молодыми актёрами. В пьесе и спектакле хороший юмор, чисто школьного характера. В воображении 12-летнего героя завуч школы Инна Васильевна предстаёт в комически-гротескном образе грозной мужеподобной дамы (нечто вроде статуи Командора). Её роль с большим тактом, без какого-либо нажима играет засл.арт.РФ Илья Глущенко. Действие в спектакле развивается стремительно, в хорошем ритме. Правда, молодые актеры не создают характеры, а просто эмоционально живут в предлагаемых обстоятельствах. Лишь у засл. арт. РФ Я.Пановой (мать главного героя) нет иммитации жизнеподобия, а играется определённый характер, чем эта героиня и привлекает внимание.
Национальный драматический театр им. Б.Басангова из Элисты (республика Калмыкия) привёз спектакль "Я – артистка!". Автор пьесы и режиссёр спектакля Б.Манджиев рассказал о нелегкой судьбе выдающейся народной артистки Калмыкии Улан Барбаевны Лиджиевой. В спектакле её играют две актрисы: Гиляна Шарапова - молодую Улан, Любовь Лазарева - в зрелые годы. В пьесе есть драматургические просчёты, но их искупает актёрское исполнение.. Гиляна Шарапова, игравшая молодую Улан, очаровала публику по-детски радостной непосредственностью, искренностью и такой правдой чувств, что хотелось крикнуть из зала:"Верю!"
Наконец, под занавес, в день закрытия фестиваля Творческое Объединение маленький Актёрский Дом (г.Астрахань) показали спектакль по пьесе О.Богаева "Марьино поле". Режиссура, сценография и музыкальное оформление – Александр Беляев. Спектакль поразил не только тем, что три его героини – столетние старухи, не потерявшие ни любви к жизни, ни памяти о своих погибших на отечественной войне мужьях, ни чувство юмора, но и умением актрис (актрисы астраханского драмтеатра: Ю.Даютова, Е.Спирина, Л.Елисеева) создавать на сцене разные места действия, имея в своём распоряжении лишь три старые скамейки и не менее старый велосипед, объявленный коровой. С искренней верой в происходящее актрисы превращали скамьи то в оконную раму, то в стволы деревьев и лесную чащу, то в лодку… Перед зрителями был настоящий театр с его дивными превращениями и полной верой исполнительниц ролей в сотворённый мир.
Вечером 29 июня состоялось торжественное закрытие фестиваля с весёлым капустником и были вручены все положенные награды. Их вручал губернатор Астраханской области Александр Жилкин.