«Жизнь взаймы». Смелая заявка на астраханской сцене
Астраханский ТЮЗ продолжает удивлять и радовать своего преданного зрителя. На этот раз в репертуаре театра, побаловавшего астраханцев в прошлом сезоне не одним ярким спектаклем, появилась новая жемчужина – постановка по одноименному роману немецкого писателя Ремарка «Жизнь взаймы».
Не проходят в школе
Сам выбор автора – это уже смелая заявка для молодежного театра, поскольку Ремарк не самый легкий для прочтения писатель, его не проходят в школе, и у большинства нынешней молодежи о его творчестве весьма смутное представление.
- Театр жив, когда он идет на определенные вызовы, риски, - рассказал журналистам на пресс-конференции, предварявшей премьеру, Сергей Тараскин, и.о. художественного руководителя театра, заслуженный артист России. – Ремарк писал о вечных темах, которые волнуют людей разного поколения. А публицистическую, образовательную миссию с Театра юного зрителя никто не снимал.
Кстати, сам Сергей Тараскин не изменяет себе и играет одну из ключевых ролей в спектакле. «Жизнь взаймы» – это пронзительная история о любви, история борьбы за жизнь, о ее хрупкости перед болезнью и судьбой. В ней туго закрученный динамичный сюжет вплетен в философские размышления о ценности каждой минуты жизни и неизбежности смерти. Как распорядиться отпущенным временем? Как не проглядеть свои часы счастья? Ответы на эти вопросы ищет не только молодежь, но и взрослое поколение. А в период бушующей пандемии эти вопросы, поставленные перед залом со сцены, вложенные в уста героев писателем, – это попадание в десятку.
Вся жизнь - всего лишь декорация
По словам режиссера-постановщика спектакля Андрея Радочинского, для него важно было переложить язык Ремарка на театральный, на язык действия и зрелища, не утратив при этом философской составляющей. И эта творческая задача блестяще была решена. «Жизнь взаймы» - очень емкое название романа. И спектакль по нему смотрится на одном дыхании, доведя в финале зрителей до слез.
Очень необычно художественное оформление постановки. Буквально голая сцена, со всей театральной инженерией, предназначенной для крепления занавеса, декораций, стала полноправным участником действа, тонко подчеркивая обнаженность чувств и изломанность судеб главных героев, как и нарочитый минимализм костюмов с неожиданным вторжением нарядов с показов дома «Balenciaga» парижской моды 50-х годов XX века. Атмосферу Европы того времени создают кадры черно-белой хроники, которые заменяют декорации, и совершенно невообразимые световые эффекты, которые не только создают настроение, но и порой красноречивее слов передают эмоции. Их воплощению на сцене постановка обязана московскому художнику по свету Елене Древалевой, которая разрабатывала световое оформление премьеры прошлого сезона — спектакля «Маугли». И, конечно же, музыка…
- В самой идее романа заложена мысль о том, что вся жизнь - это всего лишь декорация, – подчеркнул Андрей Радочинский в беседе с журналистами.
На сцене — почти вся труппа и студенты
В спектакле «Жизнь взаймы» занята почти вся труппа театра. В том числе и совсем юные актеры, а также студенты Астраханского колледжа культуры и искусств. Главные роли исполняют Ксения Горбачева (Лилиан Дюнкерк), Иван Быков (Клэрфе), заслуженный артист РФ Сергей Тараскин, артисты Дмитрий Юницкий, Андрей Киевский, Ванда Блинова, Анна Максакова, Евгений Пшеничный. Премьера классической постановки с большим успехом прошла 29 и 30 октября, собрав в зрительном зале не только молодежь, но и взрослого зрителя, никого не оставив равнодушным.
Следующий спектакль «Жизнь взаймы» намечен на 6 ноября. Посмотреть его можно и с использованием «Пушкинской карты».